18 января 2010 г.

10 ошибок (продолжение)

Если вы ответили на все вопросы, то, прочитав комментарии, узнаете – когда и где вы сами себе создаете проблемы.

Внимательно посмотрите на то, что у вас получилось.

Если у вас оказались результаты, соответствующие баллам 1 и 2, то проблем у вас совсем немного.

Если вы увидите целые группы оценок 4 и 5, то вы получите возможность понять, какие же конкретные ошибки мышления представляют для вас наибольшую опасность.

Существует 10 глупейших ограничений, которые не дают нам быть счастливыми и радостными. Кому-то присуще только одно ограничение, кому-то все десять…

Итак, если вы обнаружили, что ваши ответы в диапазоне от 3 до 5

в вопросах 1-5 – обратите внимание на первую ошибку;
в вопросах 6-10 – на вторую ошибку;
в вопросах 11-15 – на третью;
в вопросах 16-20 – на четвертую;
в вопросах 21-25 – на пятую;
в вопросах 26-30 – на шестую;
в вопросах 31-35 – на седьмую;
в вопросах 36-40 – на восьмую;
в вопросах 41-45 – на девятую;
в вопросах 46-50 – на десятую.

Давайте разберем, что из себя представляют ошибки подробно.

1. Пессимистический стереотип мышления, делание из мухи слона.

Удивительно, как часто люди приходят к совершенно катастрофическим умозаключениям, не давая себе труда задуматься хоть на минуту. Испуг может подвергнуть человека в состояние душевного и умственного паралича.

Представьте себе, ребенок приносит из школы записку от классного руководителя. Мать, еще не читая, скорее всего, спросит: «Что ты опять там натворил?» Ей и в голову не пришло, что ребенок мог принести приглашение на праздник для родителей.

Или вы посмотрели на часы, отметили про себя, что уже время ребенку быть дома, и тут же в голове проносятся всякие мысли о том, что может с ним случиться. Паника, и мы уже себе не находим место, рисуя картины одна страшнее другой.

Это настолько привычная для большинства реакция, что мы даже не замечаем этого, отравляя свою жизнь и жизнь близких нам людей.

Ребенок задержался на пять минут, и вместо того, чтобы дружелюбно спросить, все ли у него в порядке, вместо того, чтобы выслушать, что же на самом деле произошло, мать выливает упреком на дитя все свои негативные состояния, которыми заразилась во время обдумывания всех вариантов несчастных случаев. А ведь пессимизмом, равно как и оптимизмом можно заразиться.

Ученые установили, что счастье может передаваться от человека к человеку. Команда исследователей, ранее выяснившая, что ожирение и курение активно распространяются через социальные контакты, теперь установила, что количество счастливых людей в окружении влияет на индивидуальное ощущение счастья. И если вы контактируете со счастливым человеком, это повышает ваши шансы быть счастливым на 15%. Но если вы общаетесь с несчастным человеком, это отнимает от вашего счастья 7%. Вопрос – что мы передали ребенку?

2. Чтение мыслей.

Ожидания и чтение мыслей, предположение, что мы знаем, о чем думают другие люди и ожидание, что окружающие знают, о чем мы думаем, неумение говорить о своих желаниях.
Это одна из самых распространенных иллюзий в том, что мы умеем читать чужие мысли и другие люди тоже способны прочитать наши мысли и желания.

«Я ничего не стану ему говорить, он должен сам догадаться!» — вам знакомо это утверждение, которое ведет к разочарованию, потому что человек не только не знал, что он якобы должен сделать, но даже и не предполагал, что вы это от него ожидали.

Вторая ошибка большинства женщин (хотя мужчины тоже не исключение) — они начинают придавать сказанным словам какой-то совершенно иной смысл. Смысл, далекий от реальности. Человек что-то сказал, а мы сразу думаем – почему и зачем он это сказал, вместо того, чтобы уточнить, что именно он хотел сказать и перестать мнить себя телепатом.

3. Склонность принимать все на свой счет.

Многие готовы нести личную ответственность за все происходящее. Берут на себя ответственность за чье-то плохое настроение, за то, что вовремя не пришел транспорт и т.д.
У каждого бывали случаи, когда вы заходили в помещение и вдруг все резко замолкали. И первая мысль, которая обычно приходит в голову – это они обо мне говорили, потому и замолчали. Настроение падает, появляется подозрительность.

Или кто-то сделал замечание вообще, ни относительно к кому-то, и вы решили, что это относится именно к вам и все, вы либо мысленно пилите себя (что он имел ввиду?), либо мысленно или вслух бросаете обвинение обратно. Склонность все принимать на свой счет порождает у нас обиду и гнев.

4. Самоуверенность, самовосхваление, фантазии, нежелание видеть реальность.

Уверенность, что достижение в какой-то одной области автоматически гарантирует успех и во всех остальных сферах жизни без усилий.

Если все ваши мысли сконцентрированы вокруг своего «Я» («Я-то знаю, что ты меня любишь, просто ты не желаешь в этом признаться!», «Я знаю, что это неправильно сделанный тобой выбор, позже ты признаешь мою правоту!», «Я слишком хорошо воспитана, чтобы общаться с такими людьми, как вы!») ведут к краху деловых и личных взаимоотношений.

Если вы уверены, что не совершаете такую ошибку, то спросите себя: «Что, кроме мечтаний о прекрасном будущем, я сделал, чтобы иметь то, о чем мечтаю и в чем нуждаюсь?»

5. Восприимчивость к критике, доверие ей.

Часто мы без рассуждения принимаем на веру любую критику в свой адрес, не задавая себе вопроса: «А судьи кто?».

Мы теряем себя, теряем свое «Я», потому что постоянно приспосабливаемся к кому-то и оценке этого «кого-то». И уверены ли вы, что критикующий не пытается переложить на вас свои проблемы? Мы начинаем чувствовать себя плохими и недостойными, где уже тут чувствовать себя счастливыми. Более того, мы можем в это поверить и вообще, перестать что-либо делать, считая себя неудачником.

Иногда родители так убеждают своих детей, что за что бы они не взялись, у них ничего не получится. И дети начинают верить во все ограничения, которые им представляет жизнь, топчась на месте, не двигаясь вперед, расстраивая своих же родителей своей неприспособленностью к жизни.

Как часто вам «обрезали крылья» и вы соглашались с этим? И как часто потом вы обвиняли этих людей в том, что вы ничего не сделали и ничего не достигли?

6. Максимализм

Идеализм, стремление к совершенству, страх оказаться не на высоте, и как следствие, ничего не делаю, а только говорю.

Это качество означает стремление к совершенству во всех областях. Глупо стремиться к стопроцентному совершенству, а в итоге получать нулевой результат. Вы видели стопроцентно совершенного человека?

Это как в притче о Хадже Насреддине, который искал совершенную женщину. И когда сельчане спросили: «Ну, что, ты нашел ее?» «Да, - ответил Ходжа, - но ей нужен совершенный мужчина».
Нередко то, что мы называем идеалом, является попросту предметом вкуса или определенной точкой зрения. И слишком часто мы остаемся ни с чем, когда увлекаемся поисками идеала.
 
Идеализм, страх оказаться не на высоте, разрушает внутренний стимул к созиданию и усиливает неудовлетворенность жизнью. А постоянное стремление к совершенству не дает возможности насладиться настоящим, это сродни жадности – все мало, мало и мало.

7. Болезненное сравнение

Сравнение – анализ различий. Но люди часто страдают оттого, что обращают внимание только на те из них, которые говорят не в их пользу, либо когда слепо принимают на веру негативные оценки окружающих.

При постоянном болезненном сравнении себя с другими, тем более, более успешными, в нас развивается чувство зависти, злобы, неудовлетворенности (вспомните королеву из сказки «Белоснежка» с ее постоянным вопросом: «кто на свете всех милее?»), что совершенно разрушает ту почву, на которой могли бы вырасти радость, удовольствие, чувство счастья.

8. Тревожность, неконструктивные мысли «что, если…».

Начинает беспокоить нечто, что вообще не существует или вероятность чего близка к нулю. Все силы начинают уходить на пустые хлопоты, тревожные мысли, а не на разрешение реальных трудностей. А самое ужасное в том, что тревога лишает человека сил и возможности противостоять опасностям.

Вопрос, начинающийся со слов: «что, если…», заставляет чувствовать себя уязвимым и неуверенным. Этот синдром парализует, иссушает те радости, которые могли бы вы пережить, потому что постоянно возникают варианты того, как все может испортиться.

Здесь и сейчас вы счастливы с близким человеком, но стоит прокрасться в вашу голову вопросу «а что, если он завтра встретит другую?», вы уже перестаете ощущать радость при встрече, отдавая все душевные силы мысленному представлению, что же может быть, а не конкретному человеку. И его лишаете радости встречи.

Когда возникнет у вас вопрос: «что, если…», то спросите себя еще и о том – «насколько вероятно, что это правда?»

9. Должен, должны.

Люди, которые часто принимают по отношению к себе слово «должен», сами строят вокруг себя тюремные стены. Если должен я, то значит, должны и все.

«Должен» - это действие без размышлений, словно указующий перст у вас перед носом, приказ, несущий в себе угрозу.

Чаще всего это слово используется при оценке – «плохо-хорошо», в понимании одного конкретного человека. Но! Что может быть хорошо для него, на самом деле может оказаться плохо для вас или для других людей.

Говорящий слово «должен», на самом деле имеет ввиду следующее: «Не думай. Не ищи альтернатив. Не размышляй о последствиях. Не взвешивай «за» и «против». Просто делай так, а не иначе». Но именно тогда, когда вы просто делаете то, что «должны», - не думая, не учитывая обстоятельств, не оценивая последствий – вы скорее усложняете свою задачу, нежели ищете ее решение.

10. Неудовлетворенность. «Да, но…».

Да, все замечательно, но могло быть и лучше.

Человек, часто употребляющий такое выражение, всегда и во всем находит какие-то отрицательные стороны, которые перевешивают все положительное. Такие люди часто перекрывают дорогу окружающим и самим себе. Словно в бочку меда добавляется ложка дегтя.
Люди, говорящие «да, но…» упорно стремятся найти хоть что-то отрицательное и свести к минимуму имеющееся положительное. Это как игра, от которой они не хотят отказываться, потому что всегда выходят победителями.

А главное – это словосочетание часто используется, чтобы увильнуть от ответственности.
-------------------------
Вот они, десять ошибок нашего мышления, которые лишают нас счастья.

Какие они – ваши, и сколько их?

Все вроде бы понятно, все известно, а делать-то что?

Давайте найдем ответ вместе. Пишите в комментариях свои мысли и примеры того, как вам удается не совершать эти ошибки.

А в следующих выпусках вы найдете упражнения и алгоритмы для решения этих 10 проблем.

С уважением,
Татьяна Ушакова.

P.S.

Есть два понятия «я понял» и «я осознал». Чем они отличаются? Тем, что происходит после «понял» и «осознал». Если после обнаружения проблемы она остается, то вы поняли саму проблему, если проблема исчезает, то вы осознали ее. Все очень просто. Мы читаем о своей проблеме, понимаем ее, но она неизменно следует за нами. Мы понимаем ее УМОМ, а ее надо ПЕРЕЖИТЬ, ПРОЧУВСТВОВАТЬ, ПРОНАБЛЮДАТЬ и научиться управлять своей жизнью. Но об этом в другой раз.

2 коммент. :

  1. Татьяна! спасибо вам за ваши замечательные, очень грамотные и полезные статьи! Сегодня наткнулась на вашу страничку, надо сказать я давно искала именно такую информацию!

    Иду дальше по вашим статьям!
    с Ув. Татьяна.

    ОтветитьУдалить
  2. Свершилось!- Моя жизнь налаживается и все благодаря вашим статьям.
    Татьяна, Спасибо вам огромное. :)

    ОтветитьУдалить

Copyright © 2010 Ошибки мышления или беседы для осознания - Авторский блог Татьяны Ушаковой.
Перепечатка материалов допускается только при наличии ссылки на источник: www.o-vni.ru

Powered by Blogger