Основные понятия, которыми мы будем пользоваться в исследовании сознания:
Сознание - форма отображения объективной действительности в психике человека.
Развитие сознания – движение к наиболее приближенной форме отображения объективной действительности.
Открытость или изменение самого себя – нахождение дополнительных своих свойств, своих возможностей, своих талантов.
Закрытие или закрытость – желание сохранить свое состояние, закрываясь от внешнего мира и защищая свое состояние.
Этапы развития сознания:
1. Направление внимания или зацепка.
2. Сопротивление.
3. Переработка.
4. Преломление сознания или переломный момент.
5. Переосмысление.
Кроме этого, первые три этапа могут проходить по нисходящей по шести остановочным уровням, из которых три активные и три пассивные.
К активным относятся:
Первый этап –
НАПРАВЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ ИЛИ ЗАЦЕПКА.
Как происходит зацепка? Представьте себе, вы читаете книгу и вдруг в ней узнаете себя: «О, это же про меня написано! Я ведь тоже так поступаю, теперь понятно, почему я не получаю желаемого!» Или наоборот: «Ну как так можно! Это же совсем ни куда не годится! Я бы так никогда не сделал!»
Ваше внимание «зацепилось» за что-то, что вызвало в вас эмоции. Получая какую-либо информацию, будь то чтение книги, статьи, разговор, кинофильм, мы можем зацепиться за какую-то проблему и согласиться с тем, что это наша проблема, либо не согласиться, но все равно обратить на что-то внимание. В зависимости от того, на какой уровне вы находитесь, на то вы и будете обращать внимание.
1. Уровень деятельности.
Основное направление внимания – все новое.
Если вы находитесь на уровне деятельности, то, зацепившись за какую-то мысль, вы можете начать с интересом о ней говорить. Пока интерес к данной мысли, за которую зацепились, присутствует, вы активны, вы будете думать о ней, говорить о ней. Если это проблема, то искать в литературе или у знакомых решение ее. Если находите какую-то практику или упражнение, которые помогут справиться с этой проблемой, то с удовольствием начнете ее выполнять. Но как только интерес пропадет или вы получите какую-то другую информацию и зацепитесь за нее, как за наиболее актуальную для вас, первоначальная проблема отодвинется на потом, до следующего раза, пока ваш взгляд снова не упадет на нее. И так с каждой проблемой – ничего не доводится до логического завершения, а именно – решения ее.
Например, вы прочитали статью о развитии памяти. Вас это заинтересовало, вы вспомнили, что память вас уже подводила и не раз, и вы хотите узнать еще что-то, найти еще какую-то литературу, выполнять упражнения на развитее памяти. Но тут на ваши глаза попадается статья о развитии голоса, и вы понимаете, что говорите вы невнятно и это как раз то, что вам сейчас нужно. О том, что вы хотели развивать память, уже забыто. Потом кто-то в разговоре обмолвился, что он занимается на курсах скорочтения и вы вспоминаете то количество книг, которое запланировали почитать. Ваше внимание переключается на эти курсы. Вы конечно можете закончить курсы по развитию голоса, но уже без того энтузиазма, с которым начинали и только потому, что деньги уже заплачены. И так до бесконечности – действие ради действия.
На любые возражения, что вы ничего не доводите до конца, вы отреагируете эмоционально, что и покажет вашу остановку на этом уровне. Признавшись себе в этом, вы можете перейти на второй этап «Сопротивление». Не признаваясь, вы продолжаете погоню за все новым и интересным, останавливаясь на этом уровне или «скатываетесь» на следующий уровень.
Хочется еще отметить, что этот уровень самый легкий для движения ко второму этапу и для развития вообще, он менее всего обременен жесткими ограничениями, которые увеличиваются от уровня к уровню.
2. Уровень ценностей.
Основное направление внимания – модно, значимо, популярно, как все.
Если вы находитесь на уровне ценностей, то зацепка будет происходить не за то, что лично вам интересно и важно, вы избирательно будете направлять внимание на то, что модно, значимо, популярно или на то, что как делают все. Основной критерий этого уровня – наличие ценности.
О, сейчас модно читать этого автора! И ваше внимание направлено на все, что будет связано с его книгами.
Если вернуться к примеру о развитии памяти или развитии голоса, то вы выберете тот курс, который наиболее популярен, или который вам посоветовал авторитетный человек и убедите себя, что у вас есть в этом потребность. Вы будете переходить от курса к курсу только потому, что новый курс окажется наиболее разрекламированным. Модно заниматься йогой? Да, ведь у меня же проблема с осанкой. Модно посещать тренинги «Как научиться любить себя». Конечно, это как раз для меня, ведь я же не умею любить себя. Целью опять же становится не результат, а желание успевать за тем, что принято.
Кстати, если вы переходите с уровня деятельности на уровень ценностей, то оправданием ваших огромных количеств курсов станет именно «актуальность сегодняшнего дня». И вы всегда будете стремиться туда, где появляется что-то новомодное, громко прорекламированное, при этом обесценивая те курсы, которые так и не закончили, или закончили, но не получили результата.
Постоянная погоня за новомодным или за тем «как у соседа» – это и есть остановка на уровне ценностей. Если вы увидели свою гонку, то у вас может появиться возможность перейти на второй этап. Если вы не можете увидеть, что все ваше внимание направлено только на ценности, вы останавливаетесь на этом уровне или скатываетесь на следующий уровень.
3. Уровень знаний.
Основное направление внимания – новые знания.
Если вы находитесь на уровне знаний, то ваше внимание будет привлекать только то, что может пополнить ваш багаж знаний. Основной инструмент этого уровня – слова. Они включают в себя интеллектуальные обоснования, концепции, теории, оправдания, доказательства.
Находясь на этом уровне, вы начинаете обсуждать проблему, доказывать ее состоятельность или несостоятельность, выдвигать концепции, делать прогнозы, собирать чужие опыты, чужие мысли и т.п. Главное – доказать свою компетентность в том или ином вопросе. Вы будете получать удовольствие от того, что много знаете, что всегда можете дать необходимый совет. Но ваши знания основываются на чужом или прошлом опыте и не учитывают все обстоятельства сегодняшнего события.
Если вам, например, кто-то расскажет какой-то случай из своей жизни, вы «залезете» в свою копилку знаний и расскажите чем все это должно закончиться, потому что у того-то и у того-то было именно так.
На этом уровне у вас всегда найдется какое-то знание на проблему, словно все проблемы мира в своей жизни вы уже решили. Вас просто распирает от своей значимости. Но если показать всю абсурдность ваших предположений, злости вашей не будет конца. Вы начнете изо всех сил доказывать, что вы и только вы правы. А это уже остановка на уровне знаний. Устав от борьбы и доказательств своей правоты, вы можете переместиться на следующий уровень.
Если вы сможете увидеть, что по большому счету вы ничего и не знаете, а все ваши знания выстроены только на ментальных построениях, у вас может появиться возможность перехода на второй этап.
4. Уровень умиротворения.
Основное направление внимания – на все возвышенное.
На следующем уровне человек обращает внимание только на то, что приносит умиротворение. Если то, что другие ему говорят не вызывает умиротворения, то он может снисходительно возразить: «Бог простит тебя».
Это первый из пассивных уровней, ваша активность ослаблена и зацепившись за проблему, вы уже не пытаетесь решать ее, а начинаете убеждать себя, что у вас все хорошо, а то, что происходит не так, как вам хочется, так ведь мир же несправедлив. Или наоборот, что вселенная изобильна и рано или поздно даст то, чего вы достойны.
Получая какую-то информацию про схожую с вашей проблемой, вы проявляете сочувствие или жалость к человеку, который столкнулся с этой проблемой, начинаете его успокаивать по принципу «Бог терпел и нам велел» или «все к лучшему», тем самым жалея и самого себя.
Соглашательство – основной критерий этого уровня. Наступившее безразличие – показатель остановки на этом уровне. Причем это безразличие будет прикрываться высокими словами.
Если вы увидите, что вы стали постоянно подавлять свои эмоции, что внешние проявления совсем не соответствуют вашим внутренним состояниям, что вы постоянно избегаете любой деятельности и любых событий, которые вызывают у вас неприятие, то может произойти переход на второй этап. Если вы переводите свое внимание на то, что духовные ценности совершенно не приносят материальных, как вы ожидали, то следующее падение – уровень благополучия.
5. Уровень благополучия.
Основное направление внимания – на то, что приносит достаток и комфорт.
На уровне благополучия человек заботится только о себе и обращает внимание только на то, что может принести ему достаток и комфорт.
Переход с уровня умиротворения происходит тогда, когда человек разочаровывается в духовных практиках, как не приносящих ему обещанное благополучие и мир. «Вот мне говорили, что я два часа помедитирую на деньги и в моей жизни деньги потекут рекой». Утрирую, конечно, но это где-то примерно так – желание приобщиться к духовному ради материального благополучия.
Уровень благополучия отличается от уровня умиротворения тем, что ваше внимание переносится на личный комфорт и удобства. «Своих» проблем уже все меньше, в основном остаются «чужие» проблемы. «Я кричу? Так ведь это же ты меня довел! Это с тобой что-то не так, это тебе нудно проверить свои нервы». Вас не интересуют другие люди, их проблемы, главное, чтобы вам было спокойно и хорошо. Пусть они решают свои проблемы и создают вам максимум удобств, подстраиваться должны только они к вам, а ни в коем случае не вы к ним. Ваше внимание направлено только на то, что может принести лично вам удовольствие, выбираете только ту информацию, которая вам приятна. Вы замыкаетесь в своем мире, ведь внешний мир так жесток и он не способен оценить ваших достоинств и заслуг. Вы начинаете требовать от всех соблюдения законности. Но поскольку на первом месте стоит ваш личный комфорт, то эти требования законности на вас не распространяются. Вы остро ощущаете неустойчивость этого мира, несправедливость, лживость его, и вам больше и больше хочется замкнуться в своем мире. Да и друзья вам уже не нужны, ведь от них одни проблемы. Вам очень хочется, чтобы все оставили вас в покое.
Если вам плохо не только с другими людьми, но и с самим собой, если вы входите в полное закрытие на этом уровне, то у вас начинают появляться мысли о том, чтобы закончить свое бренное существование на этой земле и уйти в мир иной.
Но если вы еще способны заметить, что все, что связано с внешним миром приносит вам раздражение или боль, а сил бороться уже нет, то возможен переход на следующий второй этап или вы опускаетесь еще ниже – на уровень завершения.
6. Уровень завершения.
Основное направление внимания – мистика, религия, НЛО и еже с ними.
Если вы находитесь на уровне завершения, то все ваше внимание направлено на ту информацию, которая несет в себе мистику, религиозность. Реальный мир вас уже не интересует, а интересует только все, что связано с миром иным. На всякий случай напомню тему нашей статью – развитие сознания – движение к наиболее приближенной форме отображения объективной действительности.
У человека на этом уровне может появиться религиозное чувствование, открываются какие-то невообразимые способности, он может слышать голоса, галлюцинировать.
На память приходит цитата, которая как нельзя полно отображает то, что происходит с человеком, который выходит на этот уровень:
«Цель психотерапии – исцеление души, цель же религии – спасение души» (Франкл В.)
На уровне завершения душу уже действительно нужно спасать, а не исцелять, как в первых пяти уровнях. Но уход в религию не означает, что человек стал глубоко религиозным. Человек остается просто уставшим от всех собственных неурядиц и находит свое спасение в церкви, в религии, в мистике. Но если другой посмеет высмеять то, что для него свято, в своей ярости он можете нарушить все законы божьи. Так появляются религиозные войны.
«В вопросах религии очень легко ввести человека в заблуждение и очень трудно вывести из него» (А.Тойнби).
Это последний уровень. У человека либо сносит крышу, что уже не поправимо, либо должно произойти что-то очень ужасное, какое-то большое потрясение, чтобы он смог перейти на второй этап сопротивления.
Подводим итоги.
Переход на второй уровень возможен только тогда, когда вы начинаете видеть, где вы находитесь, и у вас появляется желание что-то изменить. В противном случае вы либо застреваете на одном из уровней, либо скатываетесь на нижестоящие уровни.
Продолжение следует…
С уважением,
Татьяна Ушакова.
Сознание - форма отображения объективной действительности в психике человека.
Развитие сознания – движение к наиболее приближенной форме отображения объективной действительности.
Открытость или изменение самого себя – нахождение дополнительных своих свойств, своих возможностей, своих талантов.
Закрытие или закрытость – желание сохранить свое состояние, закрываясь от внешнего мира и защищая свое состояние.
Этапы развития сознания:
1. Направление внимания или зацепка.
2. Сопротивление.
3. Переработка.
4. Преломление сознания или переломный момент.
5. Переосмысление.
Кроме этого, первые три этапа могут проходить по нисходящей по шести остановочным уровням, из которых три активные и три пассивные.
К активным относятся:
- (1) Уровень деятельности.
- (2) Уровень ценностей.
- (3) Уровень знаний.
- (4) Уровень умиротворения.
- (5) Уровень благополучия.
- (6) Уровень завершения или религиозности.
Первый этап –
НАПРАВЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ ИЛИ ЗАЦЕПКА.
Как происходит зацепка? Представьте себе, вы читаете книгу и вдруг в ней узнаете себя: «О, это же про меня написано! Я ведь тоже так поступаю, теперь понятно, почему я не получаю желаемого!» Или наоборот: «Ну как так можно! Это же совсем ни куда не годится! Я бы так никогда не сделал!»
Ваше внимание «зацепилось» за что-то, что вызвало в вас эмоции. Получая какую-либо информацию, будь то чтение книги, статьи, разговор, кинофильм, мы можем зацепиться за какую-то проблему и согласиться с тем, что это наша проблема, либо не согласиться, но все равно обратить на что-то внимание. В зависимости от того, на какой уровне вы находитесь, на то вы и будете обращать внимание.
1. Уровень деятельности.
Основное направление внимания – все новое.
Если вы находитесь на уровне деятельности, то, зацепившись за какую-то мысль, вы можете начать с интересом о ней говорить. Пока интерес к данной мысли, за которую зацепились, присутствует, вы активны, вы будете думать о ней, говорить о ней. Если это проблема, то искать в литературе или у знакомых решение ее. Если находите какую-то практику или упражнение, которые помогут справиться с этой проблемой, то с удовольствием начнете ее выполнять. Но как только интерес пропадет или вы получите какую-то другую информацию и зацепитесь за нее, как за наиболее актуальную для вас, первоначальная проблема отодвинется на потом, до следующего раза, пока ваш взгляд снова не упадет на нее. И так с каждой проблемой – ничего не доводится до логического завершения, а именно – решения ее.
Например, вы прочитали статью о развитии памяти. Вас это заинтересовало, вы вспомнили, что память вас уже подводила и не раз, и вы хотите узнать еще что-то, найти еще какую-то литературу, выполнять упражнения на развитее памяти. Но тут на ваши глаза попадается статья о развитии голоса, и вы понимаете, что говорите вы невнятно и это как раз то, что вам сейчас нужно. О том, что вы хотели развивать память, уже забыто. Потом кто-то в разговоре обмолвился, что он занимается на курсах скорочтения и вы вспоминаете то количество книг, которое запланировали почитать. Ваше внимание переключается на эти курсы. Вы конечно можете закончить курсы по развитию голоса, но уже без того энтузиазма, с которым начинали и только потому, что деньги уже заплачены. И так до бесконечности – действие ради действия.
На любые возражения, что вы ничего не доводите до конца, вы отреагируете эмоционально, что и покажет вашу остановку на этом уровне. Признавшись себе в этом, вы можете перейти на второй этап «Сопротивление». Не признаваясь, вы продолжаете погоню за все новым и интересным, останавливаясь на этом уровне или «скатываетесь» на следующий уровень.
Хочется еще отметить, что этот уровень самый легкий для движения ко второму этапу и для развития вообще, он менее всего обременен жесткими ограничениями, которые увеличиваются от уровня к уровню.
2. Уровень ценностей.
Основное направление внимания – модно, значимо, популярно, как все.
Если вы находитесь на уровне ценностей, то зацепка будет происходить не за то, что лично вам интересно и важно, вы избирательно будете направлять внимание на то, что модно, значимо, популярно или на то, что как делают все. Основной критерий этого уровня – наличие ценности.
О, сейчас модно читать этого автора! И ваше внимание направлено на все, что будет связано с его книгами.
Если вернуться к примеру о развитии памяти или развитии голоса, то вы выберете тот курс, который наиболее популярен, или который вам посоветовал авторитетный человек и убедите себя, что у вас есть в этом потребность. Вы будете переходить от курса к курсу только потому, что новый курс окажется наиболее разрекламированным. Модно заниматься йогой? Да, ведь у меня же проблема с осанкой. Модно посещать тренинги «Как научиться любить себя». Конечно, это как раз для меня, ведь я же не умею любить себя. Целью опять же становится не результат, а желание успевать за тем, что принято.
Кстати, если вы переходите с уровня деятельности на уровень ценностей, то оправданием ваших огромных количеств курсов станет именно «актуальность сегодняшнего дня». И вы всегда будете стремиться туда, где появляется что-то новомодное, громко прорекламированное, при этом обесценивая те курсы, которые так и не закончили, или закончили, но не получили результата.
Постоянная погоня за новомодным или за тем «как у соседа» – это и есть остановка на уровне ценностей. Если вы увидели свою гонку, то у вас может появиться возможность перейти на второй этап. Если вы не можете увидеть, что все ваше внимание направлено только на ценности, вы останавливаетесь на этом уровне или скатываетесь на следующий уровень.
3. Уровень знаний.
Основное направление внимания – новые знания.
Если вы находитесь на уровне знаний, то ваше внимание будет привлекать только то, что может пополнить ваш багаж знаний. Основной инструмент этого уровня – слова. Они включают в себя интеллектуальные обоснования, концепции, теории, оправдания, доказательства.
Находясь на этом уровне, вы начинаете обсуждать проблему, доказывать ее состоятельность или несостоятельность, выдвигать концепции, делать прогнозы, собирать чужие опыты, чужие мысли и т.п. Главное – доказать свою компетентность в том или ином вопросе. Вы будете получать удовольствие от того, что много знаете, что всегда можете дать необходимый совет. Но ваши знания основываются на чужом или прошлом опыте и не учитывают все обстоятельства сегодняшнего события.
Если вам, например, кто-то расскажет какой-то случай из своей жизни, вы «залезете» в свою копилку знаний и расскажите чем все это должно закончиться, потому что у того-то и у того-то было именно так.
На этом уровне у вас всегда найдется какое-то знание на проблему, словно все проблемы мира в своей жизни вы уже решили. Вас просто распирает от своей значимости. Но если показать всю абсурдность ваших предположений, злости вашей не будет конца. Вы начнете изо всех сил доказывать, что вы и только вы правы. А это уже остановка на уровне знаний. Устав от борьбы и доказательств своей правоты, вы можете переместиться на следующий уровень.
Если вы сможете увидеть, что по большому счету вы ничего и не знаете, а все ваши знания выстроены только на ментальных построениях, у вас может появиться возможность перехода на второй этап.
4. Уровень умиротворения.
Основное направление внимания – на все возвышенное.
На следующем уровне человек обращает внимание только на то, что приносит умиротворение. Если то, что другие ему говорят не вызывает умиротворения, то он может снисходительно возразить: «Бог простит тебя».
Это первый из пассивных уровней, ваша активность ослаблена и зацепившись за проблему, вы уже не пытаетесь решать ее, а начинаете убеждать себя, что у вас все хорошо, а то, что происходит не так, как вам хочется, так ведь мир же несправедлив. Или наоборот, что вселенная изобильна и рано или поздно даст то, чего вы достойны.
Получая какую-то информацию про схожую с вашей проблемой, вы проявляете сочувствие или жалость к человеку, который столкнулся с этой проблемой, начинаете его успокаивать по принципу «Бог терпел и нам велел» или «все к лучшему», тем самым жалея и самого себя.
Соглашательство – основной критерий этого уровня. Наступившее безразличие – показатель остановки на этом уровне. Причем это безразличие будет прикрываться высокими словами.
Если вы увидите, что вы стали постоянно подавлять свои эмоции, что внешние проявления совсем не соответствуют вашим внутренним состояниям, что вы постоянно избегаете любой деятельности и любых событий, которые вызывают у вас неприятие, то может произойти переход на второй этап. Если вы переводите свое внимание на то, что духовные ценности совершенно не приносят материальных, как вы ожидали, то следующее падение – уровень благополучия.
5. Уровень благополучия.
Основное направление внимания – на то, что приносит достаток и комфорт.
На уровне благополучия человек заботится только о себе и обращает внимание только на то, что может принести ему достаток и комфорт.
Переход с уровня умиротворения происходит тогда, когда человек разочаровывается в духовных практиках, как не приносящих ему обещанное благополучие и мир. «Вот мне говорили, что я два часа помедитирую на деньги и в моей жизни деньги потекут рекой». Утрирую, конечно, но это где-то примерно так – желание приобщиться к духовному ради материального благополучия.
Уровень благополучия отличается от уровня умиротворения тем, что ваше внимание переносится на личный комфорт и удобства. «Своих» проблем уже все меньше, в основном остаются «чужие» проблемы. «Я кричу? Так ведь это же ты меня довел! Это с тобой что-то не так, это тебе нудно проверить свои нервы». Вас не интересуют другие люди, их проблемы, главное, чтобы вам было спокойно и хорошо. Пусть они решают свои проблемы и создают вам максимум удобств, подстраиваться должны только они к вам, а ни в коем случае не вы к ним. Ваше внимание направлено только на то, что может принести лично вам удовольствие, выбираете только ту информацию, которая вам приятна. Вы замыкаетесь в своем мире, ведь внешний мир так жесток и он не способен оценить ваших достоинств и заслуг. Вы начинаете требовать от всех соблюдения законности. Но поскольку на первом месте стоит ваш личный комфорт, то эти требования законности на вас не распространяются. Вы остро ощущаете неустойчивость этого мира, несправедливость, лживость его, и вам больше и больше хочется замкнуться в своем мире. Да и друзья вам уже не нужны, ведь от них одни проблемы. Вам очень хочется, чтобы все оставили вас в покое.
Если вам плохо не только с другими людьми, но и с самим собой, если вы входите в полное закрытие на этом уровне, то у вас начинают появляться мысли о том, чтобы закончить свое бренное существование на этой земле и уйти в мир иной.
Но если вы еще способны заметить, что все, что связано с внешним миром приносит вам раздражение или боль, а сил бороться уже нет, то возможен переход на следующий второй этап или вы опускаетесь еще ниже – на уровень завершения.
6. Уровень завершения.
Основное направление внимания – мистика, религия, НЛО и еже с ними.
Если вы находитесь на уровне завершения, то все ваше внимание направлено на ту информацию, которая несет в себе мистику, религиозность. Реальный мир вас уже не интересует, а интересует только все, что связано с миром иным. На всякий случай напомню тему нашей статью – развитие сознания – движение к наиболее приближенной форме отображения объективной действительности.
У человека на этом уровне может появиться религиозное чувствование, открываются какие-то невообразимые способности, он может слышать голоса, галлюцинировать.
На память приходит цитата, которая как нельзя полно отображает то, что происходит с человеком, который выходит на этот уровень:
«Цель психотерапии – исцеление души, цель же религии – спасение души» (Франкл В.)
На уровне завершения душу уже действительно нужно спасать, а не исцелять, как в первых пяти уровнях. Но уход в религию не означает, что человек стал глубоко религиозным. Человек остается просто уставшим от всех собственных неурядиц и находит свое спасение в церкви, в религии, в мистике. Но если другой посмеет высмеять то, что для него свято, в своей ярости он можете нарушить все законы божьи. Так появляются религиозные войны.
«В вопросах религии очень легко ввести человека в заблуждение и очень трудно вывести из него» (А.Тойнби).
Это последний уровень. У человека либо сносит крышу, что уже не поправимо, либо должно произойти что-то очень ужасное, какое-то большое потрясение, чтобы он смог перейти на второй этап сопротивления.
Подводим итоги.
Переход на второй уровень возможен только тогда, когда вы начинаете видеть, где вы находитесь, и у вас появляется желание что-то изменить. В противном случае вы либо застреваете на одном из уровней, либо скатываетесь на нижестоящие уровни.
Продолжение следует…
С уважением,
Татьяна Ушакова.
При использовании статьи или ее части, обязательна действующая ссылка на источник http://o-vni2.blogspot.com/2010/10/2.html
Самосовершенствование. Исправлять то, что создал Создатель или научиться пользоваться тем, что дано?
Почитать еще
Самосовершенствование. Исправлять то, что создал Создатель или научиться пользоваться тем, что дано?
0 коммент. :
Отправить комментарий