Как всегда начнем с определения. Вернее с определений, потому что одного, более полного, не нашла.
Большая советская энциклопедия:
Мышление, процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую степень человеческого познания.
Словарь аналитической психологии В. Зеленского:
Мышление – умственный процесс интерпретации того, что воспринято.
Википедия:
Мышление – высшая степень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы.
Большой психологический словарь (Мещеряков Б., Зинченко В.):
Мышление – психологический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека.
Если вы внимательно прочитали определения, то смогли выделить два основных условия:
Наиболее привычным для человека является линейное мышление. Линейное мышление – это мышление, которое выстраивается в одну линию, где рассматривается только одна сторона. При линейном мышлении всегда существует оценка информации, событию и т.п. – положительная или отрицательная. Из вышеперечисленного следует, что линейное мышление включает в себя только одно условие – умственный процесс. Чаще всего это процесс поиска подтверждения своих мыслей, убеждений, точек зрения, представлений. Такое мышление я называю «одноколейным», когда ваши мысли идут только по одной колее.
Линейное мышление присуще каждому, но в разной степени. Это вы можете пронаблюдать за собой, когда начинаете доказывать что-то, что, по-вашему мнению, правильно. В этот момент вы не допускаете, что и другая сторона тоже может быть права. Появляется две несовместимые правды, причем каждая правда в обоих доказательствах будет непротиворечива.
Это очень хорошо можно увидеть в притче.
Один философ взял себе учеников и сказал им: — «Я обучу вас так мыслить, что вы выиграете любой суд».
Когда пришло время платить за обучение, то один из учеников отказался. Философ подал на него в суд.
На суде ученик сказал: «Если я проиграю, то учитель нас обманул, ведь он сказал, что мы выиграем любой суд. Если я выиграю, то он обучает нас тому, чем сам не владеет. За что же ему платить?»
Ученик философа так же прав, как и философ.
При столкновении двух противоположных «одноколейных» мышлений всегда возникает конфликт. Один из взаимодействующих начинает отстаивать свою сторону (колею) и не оказывается готов посмотреть на проблему с противной стороны. Желание оставаться правым – основная причина конфликтов, о каком тут познании может идти речь!
Условная схема «одноколейного» мышления такова:
Как я уже сказала, «одноколейное» мышление присуще каждому человеку в разной степени, исключения могут составить только люди просветленные.
Как можно отследить, что вы находитесь в «одноколейном» мышлении?
Первый признак – вы на одной из возможных сторон и начинаете ее отстаивать.
Второй признак – ваши мысли идут только в одном направлении.
Третий признак – наличие оценки событию, человеку и т.д.
Существует и другое мышление, я его называю объемным, которое включает в себя не только первое, но и второе условие – познание. При таком мышлении вы можете использовать любые точки отсчета мышления. А главное – в нем нет оценки положительно это или отрицательно. Единственной оценкой может быть только – хорошо или плохо это лично для вас. Но подобная оценка ведет вас к пониманию себя, а не к конфликту.
Условная схема объемного мышления:
Закон Падноса (из законов Мерфи):
Люди терпимы лишь к тому, что их не касается.
Мышление – это не данность от рождения, а навык. И любой навык можно развить, если, конечно, на то есть желание.
Одним из самых простых упражнений на развитие мышления является поиск максимального количества вариантов использования обычных предметов.
Возьмите в руки какой-нибудь предмет, например карандаш, зубную щетку, вазу для цветов и найдите 10-20-30… способов их использования. Сложно? Нет, не сложно, просто не привычно.
Упражнения, рассчитанные на развитие мышления, имеют в основе своей один принцип – научить человеческий мозг задавать необычные вопросы, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями.
Вот несколько упражнений, которые я рекомендую вам выполнять регулярно, очень хорошо их использовать в виде игры, когда вы собираетесь с друзьями.
1. Опишите свое исходное состояние.
2. Выпишите все возможные варианты ваших действий без оценки последствий.
3. Напротив каждого действия напишите все возможные состояния, которые вы получите при реализации ваших действий.
4. Вы получили объемное видение ситуации, которое дает вам возможность лучше ориентироваться в ней.
Я еще раз напоминаю, что мышление – это навык, который возможно развить, а направляя свое мышление на познание, вы обогащаете свой мир и свою жизнь и выводите себя из мира борьбы, страдания и однообразия.
С уважением,
Татьяна Ушакова.
Большая советская энциклопедия:
Мышление, процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую степень человеческого познания.
Словарь аналитической психологии В. Зеленского:
Мышление – умственный процесс интерпретации того, что воспринято.
Википедия:
Мышление – высшая степень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы.
Большой психологический словарь (Мещеряков Б., Зинченко В.):
Мышление – психологический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека.
Если вы внимательно прочитали определения, то смогли выделить два основных условия:
- мышление – это умственный процесс
- мышление – это процесс познания.
Наиболее привычным для человека является линейное мышление. Линейное мышление – это мышление, которое выстраивается в одну линию, где рассматривается только одна сторона. При линейном мышлении всегда существует оценка информации, событию и т.п. – положительная или отрицательная. Из вышеперечисленного следует, что линейное мышление включает в себя только одно условие – умственный процесс. Чаще всего это процесс поиска подтверждения своих мыслей, убеждений, точек зрения, представлений. Такое мышление я называю «одноколейным», когда ваши мысли идут только по одной колее.
Линейное мышление присуще каждому, но в разной степени. Это вы можете пронаблюдать за собой, когда начинаете доказывать что-то, что, по-вашему мнению, правильно. В этот момент вы не допускаете, что и другая сторона тоже может быть права. Появляется две несовместимые правды, причем каждая правда в обоих доказательствах будет непротиворечива.
Это очень хорошо можно увидеть в притче.
Один философ взял себе учеников и сказал им: — «Я обучу вас так мыслить, что вы выиграете любой суд».
Когда пришло время платить за обучение, то один из учеников отказался. Философ подал на него в суд.
На суде ученик сказал: «Если я проиграю, то учитель нас обманул, ведь он сказал, что мы выиграем любой суд. Если я выиграю, то он обучает нас тому, чем сам не владеет. За что же ему платить?»
Ученик философа так же прав, как и философ.
При столкновении двух противоположных «одноколейных» мышлений всегда возникает конфликт. Один из взаимодействующих начинает отстаивать свою сторону (колею) и не оказывается готов посмотреть на проблему с противной стороны. Желание оставаться правым – основная причина конфликтов, о каком тут познании может идти речь!
Условная схема «одноколейного» мышления такова:
- выбор (определенного высказывания, одной тенденции развития событий, одного убеждения или мнения и т.п.)
- линейное направление мышления (разворачивание доказательства только в одном направлении)
- оценка.
- постоянная оборонительная позиция
- осуждение, обвинение и как обратная сторона – чувство вины
- неспособность увидеть возможности, «топтание» на месте
Как я уже сказала, «одноколейное» мышление присуще каждому человеку в разной степени, исключения могут составить только люди просветленные.
Как можно отследить, что вы находитесь в «одноколейном» мышлении?
Первый признак – вы на одной из возможных сторон и начинаете ее отстаивать.
Второй признак – ваши мысли идут только в одном направлении.
Третий признак – наличие оценки событию, человеку и т.д.
Существует и другое мышление, я его называю объемным, которое включает в себя не только первое, но и второе условие – познание. При таком мышлении вы можете использовать любые точки отсчета мышления. А главное – в нем нет оценки положительно это или отрицательно. Единственной оценкой может быть только – хорошо или плохо это лично для вас. Но подобная оценка ведет вас к пониманию себя, а не к конфликту.
Условная схема объемного мышления:
- принятие разных точек зрения как допустимое
- понимание, что все имеет свою полярность и видение любой проблемы, любого события как с одной, так и с противоположной стороны
- отсутствие деления на положительное и отрицательное и принятие как нейтрального по сути.
Закон Падноса (из законов Мерфи):
Люди терпимы лишь к тому, что их не касается.
Мышление – это не данность от рождения, а навык. И любой навык можно развить, если, конечно, на то есть желание.
Одним из самых простых упражнений на развитие мышления является поиск максимального количества вариантов использования обычных предметов.
Возьмите в руки какой-нибудь предмет, например карандаш, зубную щетку, вазу для цветов и найдите 10-20-30… способов их использования. Сложно? Нет, не сложно, просто не привычно.
Упражнения, рассчитанные на развитие мышления, имеют в основе своей один принцип – научить человеческий мозг задавать необычные вопросы, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями.
Вот несколько упражнений, которые я рекомендую вам выполнять регулярно, очень хорошо их использовать в виде игры, когда вы собираетесь с друзьями.
- Возьмите словарь, откройте его и выберете наугад первое попавшееся слово. Закройте словарь и снова откройте его для выбора второго слова, на которое упал ваш взгляд. А теперь постарайтесь найти между ними какую-нибудь связь, отвечая на вопрос: что общего между первым и вторым словом. Может быть, для этого вам придется сочинить какую-нибудь историю, чтобы связать эти два слова вместе.
- Нарисуйте животное, которое будет состоять из частей разных животных. Например: тело – курицы, хвост – собаки и т.д. Ваша задача – заглушить здравый смысл и закончить свое «произведение».
- Рисуем дом. К вам обратился заказчик, обещая заплатить очень большую сумму, если вы выполните его заказ. Условие – дом должен соответствовать 10 требованиям и в нем должны быть … (а здесь выберете из словаря 10 слов наугад). Рисуя схематично, старайтесь представить, как это выглядело бы в действительности.
- Выберете любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят. Например, «кот – большой, полосатый, мягкий, красивый и т.д. В другой столбик напишите 10 прилагательных, которые этому существительному не подходят. Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия, чтобы не получилось, чтобы вы просто собрали различные расцветки кота. Еще пример: «имя» может быть длинным, громким, сложным и т.д., но оно не может быть пластмассовым, толстым и т.д.
- Каждый раз, когда вы на что-то обращаете внимание, представьте себе, что вы это видите на картине. Ваша задача – придумать картине подходящее название. Например: «жертва холодильника» (ребенок, открывающий холодильник в поисках чего-нибудь перекусить).
- Напишите небольшой рассказ об определенном продукте, услуге, событии, человеческом качестве и т.п. в виде «потока сознания», без редактирования и поправок. Главное, чтобы ваш взгляд на этот предмет, качество или событие был эмоциональный и не односторонний. Прочитав, вы сможете увидеть что-то новое для вас, о чем вы либо не задумывались, либо не разрешали себе подумать.
- Выберете две крайние точки мышления на какое-то событие: оптимистическую и пессимистическую. Первая – что произойдет в самом лучшем варианте. Вторая – в худшем варианте. Исходя из этих двух вариантов, выберете оптимальную программу действий. В этом задании вы даете ответ на вопрос: что делать, если что-то меняется в ту или другую сторону, а инициативу перекладываете на внешние обстоятельства.
- Следующее упражнение – оценить в терминах «хорошо для меня» или «плохо для меня» последствия собственных разнообразных действий в ситуациях, которые будут меняться под вашим воздействием. Инициатива на вашей стороне и вы отвечаете на вопрос: что будет, если я поступлю так или иначе.
1. Опишите свое исходное состояние.
2. Выпишите все возможные варианты ваших действий без оценки последствий.
3. Напротив каждого действия напишите все возможные состояния, которые вы получите при реализации ваших действий.
4. Вы получили объемное видение ситуации, которое дает вам возможность лучше ориентироваться в ней.
Я еще раз напоминаю, что мышление – это навык, который возможно развить, а направляя свое мышление на познание, вы обогащаете свой мир и свою жизнь и выводите себя из мира борьбы, страдания и однообразия.
С уважением,
Татьяна Ушакова.
При использовании статьи или ее части, обязательна действующая ссылка на источник http://o-vni2.blogspot.com/2010/09/blog-post_06.html
Почитать еще
0 коммент. :
Отправить комментарий