Каждый реагирует на критику по-своему, кто-то испытывает чувство вины, у кого-то понижается самооценка, у кого-то просыпается агрессия, кто-то входит в раздраженное состояние из которого трудно потом выйти…
Можно написать так: «Старайтесь воспринимать все спокойно, услышьте своего собеседника…» и тому подобное. Только в моменты, когда нас критикуют, мы напрочь забываем все советы и начинаем реагировать так, как привыкли реагировать всегда.
Чтобы раз и навсегда перестать негативно реагировать на критику, необходимо найти корни такого восприятия. Поэтому сначала выясним – что такое критика, и какая она.
Критика – от греческого: искусство разбирать, судить.
Критику применяют тогда, когда хотят обсудить что-то с целью дать оценку, или вынести отрицательное суждение с целью указания недостатков, или проверить достоверность чего-то.
Мы уже привыкли, что критика несет только отрицательный посыл. Почему именно так мы воспринимаем?
На это есть несколько причин. О некоторых сейчас и поговорим.
Если критика дает ощущение безвозвратной потери или невозможности что-то исправить, изменить что-то, то мы воспринимаем ее как фатальную критику. Ведь события уже произошли и мы не можем вернуться в прошлое, чтобы что-то изменить. Ситуация тупиковая.
Чаще всего такая критика применяется в семьях, когда муж или жена указывают, что поступить нужно было так-то и так-то. Но ситуация-то уже случилась! И критика здесь не уместна, если бы муж или жена знали, как НАДО было поступить ПРАВИЛЬНО, то они, скорее всего, так и поступили. Чаще всего такая критика заканчивается ссорой или размолвкой.
Следующей критикой, дающей отрицательный посыл, можно назвать назидательную критику. Например, когда мама заканчивает свой монолог с сыном словами: «Ты понял, как надо было поступать!» или «Надо было слушать, что я тебе говорила!» Ребенок в такой ситуации будет воспринимать, что к нему просто-напросто придираются.
Далее. Неконструктивная критика – критика идущая «в одни ворота», когда критикующий дает выход своим эмоциям, и, распалившись, не может вовремя остановиться. Подобная критика либо подавляет, либо вызывает отторжение, или противоборство.
Наиболее болезненно воспринимается критика с негативным обобщением. Причем обобщения могут делаться только по одному конкретному случаю. Выражение «ты всегда…» или «ты постоянно…», или «если бы ты приложил усилия, то у тебя бы все получилось» вызывают противодействие. Человек либо начинает оправдываться, либо доказывать, что это единичный случай, либо просто перестает обращать внимание на критикующего.
Понятно, что ни в одном из этих случаев критика не способствует пониманию ситуации и эффективному взаимодействию.
Вспомните какой-нибудь случай, когда направленную на вас критику вы воспринимали как несостоятельную.
Что вы чувствовали, когда вас критиковали?
Как вы воспринимали критику? Молча выслушивали замечание или пытались что-то объяснить?
Если вы негодовали и пытались что-то объяснить в ответ на замечание, то подобная критика скорее вас подавляла, чем придавала энтузиазма.
Вспомните, как вы сами кого-то критиковали в последний раз. Что чувствовал критикуемый, и как воспринимал вашу критику?
Мы не можем изменить другого человека, но мы можем увидеть свою реакцию на неконструктивную критику. И только после этого заменить свою привычную реакцию на ту реакцию, которая является для вас желаемой.
Если вам интересно исследовать свои реакции и заменить их на другие, более комфортные для вас, ответьте для себя на три вопроса:
1. Как Вы реагируете на критику?
2. Как хотели бы реагировать?
3. Как вы отличаете обоснованную критику от необоснованной?
С уважением
Татьяна Ушакова
Можно написать так: «Старайтесь воспринимать все спокойно, услышьте своего собеседника…» и тому подобное. Только в моменты, когда нас критикуют, мы напрочь забываем все советы и начинаем реагировать так, как привыкли реагировать всегда.
Чтобы раз и навсегда перестать негативно реагировать на критику, необходимо найти корни такого восприятия. Поэтому сначала выясним – что такое критика, и какая она.
Критика – от греческого: искусство разбирать, судить.
Критику применяют тогда, когда хотят обсудить что-то с целью дать оценку, или вынести отрицательное суждение с целью указания недостатков, или проверить достоверность чего-то.
Мы уже привыкли, что критика несет только отрицательный посыл. Почему именно так мы воспринимаем?
На это есть несколько причин. О некоторых сейчас и поговорим.
Если критика дает ощущение безвозвратной потери или невозможности что-то исправить, изменить что-то, то мы воспринимаем ее как фатальную критику. Ведь события уже произошли и мы не можем вернуться в прошлое, чтобы что-то изменить. Ситуация тупиковая.
Чаще всего такая критика применяется в семьях, когда муж или жена указывают, что поступить нужно было так-то и так-то. Но ситуация-то уже случилась! И критика здесь не уместна, если бы муж или жена знали, как НАДО было поступить ПРАВИЛЬНО, то они, скорее всего, так и поступили. Чаще всего такая критика заканчивается ссорой или размолвкой.
Следующей критикой, дающей отрицательный посыл, можно назвать назидательную критику. Например, когда мама заканчивает свой монолог с сыном словами: «Ты понял, как надо было поступать!» или «Надо было слушать, что я тебе говорила!» Ребенок в такой ситуации будет воспринимать, что к нему просто-напросто придираются.
Далее. Неконструктивная критика – критика идущая «в одни ворота», когда критикующий дает выход своим эмоциям, и, распалившись, не может вовремя остановиться. Подобная критика либо подавляет, либо вызывает отторжение, или противоборство.
Наиболее болезненно воспринимается критика с негативным обобщением. Причем обобщения могут делаться только по одному конкретному случаю. Выражение «ты всегда…» или «ты постоянно…», или «если бы ты приложил усилия, то у тебя бы все получилось» вызывают противодействие. Человек либо начинает оправдываться, либо доказывать, что это единичный случай, либо просто перестает обращать внимание на критикующего.
Понятно, что ни в одном из этих случаев критика не способствует пониманию ситуации и эффективному взаимодействию.
Вспомните какой-нибудь случай, когда направленную на вас критику вы воспринимали как несостоятельную.
Что вы чувствовали, когда вас критиковали?
Как вы воспринимали критику? Молча выслушивали замечание или пытались что-то объяснить?
Если вы негодовали и пытались что-то объяснить в ответ на замечание, то подобная критика скорее вас подавляла, чем придавала энтузиазма.
Вспомните, как вы сами кого-то критиковали в последний раз. Что чувствовал критикуемый, и как воспринимал вашу критику?
Мы не можем изменить другого человека, но мы можем увидеть свою реакцию на неконструктивную критику. И только после этого заменить свою привычную реакцию на ту реакцию, которая является для вас желаемой.
Если вам интересно исследовать свои реакции и заменить их на другие, более комфортные для вас, ответьте для себя на три вопроса:
1. Как Вы реагируете на критику?
2. Как хотели бы реагировать?
3. Как вы отличаете обоснованную критику от необоснованной?
С уважением
Татьяна Ушакова
При использовании статьи или ее части, обязательна действующая ссылка на источник http://o-vni2.blogspot.com/2010/04/1.html
Почитать еще
Я к критике в свой адрес подхожу таким образом. Сначало пытаюсь оценить человека который меня критикует. Понять что лично ЕМУ даёт критика в мою сторону. Чаще получается банальная зависть.
ОтветитьУдалитьДело в том, что я крайне редко делаю ошибки. Решившись на какое либо дело, я сразу просчитываю все плохие последствия этого и варианты борьбы с этим. И только после этого принемаю решение о своём участии в проекте.
Хорошо заранее знать, что тебя ждёт и быть готовым к этому, чтоб потом не посыпать голову пеплом.
Наверно это правильно. Но разве можно всегда знать что тебя ждет? Разве возможно все просчитать? Ведь в любом деле несколько участников - Вы, другие участники проекта (которых вы не можете знать на 100%) и т.п.
ОтветитьУдалитьЭтот ответ немного не в тему. Очень редко встречаются люди которые, как вы, способны все просчитать.