Продолжая тему о напряжении, столкнулась с тем, что когда появляется напряжение, и ты уже внутренне знаешь, что делать в каждом конкретном случае, трудно сказать – что же ты делаешь на самом деле. Пришлось сознательно себе позволить не работать с появившимся напряжением, а дать ему «захватить» себя, чтобы отследить свои действия и составить технологию использования напряжения для работы над собой.
Интересным оказалось то, что отдаваясь напряжению, осознанность пропадает мгновенно. Появляется деструктивное поведение, приносящее результаты, с последствиями которых приходится работать намного больше и дольше, чем с напряжением, в момент возникновения.
Для наглядности проведем аналогию с зубной болью.
Если мы каждый день чистим зубы, следим за их состоянием, мы предотвращаем появление кариеса, чем освобождаем себя от возможной боли (работаем со своим напряжением в момент его возникновения).
Если мы не занимаемся профилактикой и кариес появился, но мы вовремя заметили и посетили стоматологический кабинет, то мы освобождаем себя от более болезненных манипуляций с зубом – удаление нерва (отслеживаем причину нашего напряжения по последствиям).
Если же мы продолжаем терпеть боль, и не прибегаем к помощи специалиста (не видим причины и не отслеживаем последствия своего напряжения, а если и видим, но не работаем с этой причиной, и не обращаемся за помощью к специалисту, который знает, как работать с напряжением),
глушим эту боль таблетками (в нашем случае просто снимаем напряжение),
то зуб разрушается, и мы уже вынуждены удалить его (кардинально решать проблему, не всегда для нас положительно).
Почему именно я делаю акцент на напряжение, а не на эмоциях? Вроде бы эмоции проще пронаблюдать.
Дело в том, что эмоции мы научились подавлять и всегда можем сказать, что не испытываем ни каких эмоций. А напряжение скрыть от самих себя или от других намного сложнее. Поэтому именно напряжение поможет нам понять, что с нами происходит на самом деле.
Давайте вернемся к примеру из предыдущей статьи.
Дочь не ответила на звонок, мать решила, что ее игнорируют, и почувствовала напряжение. Вместо того чтобы разобраться, о чем говорит это напряжение, какое желание-требование оно несет за собой, у матери появилось потребность скинуть свое напряжение на дочь, обвинив ее в неуважительном отношении к себе.
Не разобравшись со своим напряжением, перекидывая его на дочь, мать начинает разрушать отношения с дочерью, увеличивая требования.
Это вообще удивительно, нам почему-то кажется, что требованиями и придирками мы можем увеличим свою значимость. Но результат диаметрально противоположный, вплоть до полного игнорирования дочерью своей матери. А это вряд ли принесет матери счастье и удовлетворение, не говоря уже о значимости и уважении.
Предположим, что мать не скинет напряжение на дочь, а просто промолчит. Промолчит раз, другой, но напряжение никуда не денется, а начнет накапливаться. В итоге напряжение увеличится до таких размеров, что эмоционального взрыва не избежать. И не факт, что он будет направлен только на дочь, пострадать могут и другие члены семьи. Как пример, мать может долго копить недовольство поведением дочери, а в какой-то момент вылить обвинение мужу, который вообще не поймет, что происходит, и в чем он виноват. Начнется медленное разрушение отношений и с мужем.
Есть четыре варианта действия с напряжением: игнорирование, снятие, разрядка и использование для изучения себя. Давайте кратко рассмотрим последствия каждого из вариантов.
Игнорирование.
Если мы постоянно подавляем эмоции и игнорируем напряжение, которое возникает у нас, то накопившись, они связывают нас, лишают возможности действовать. В итоге начинают разрушать нас изнутри, и мы переходим в апатию, чувствуем, как жизненные силы покидают нас, приходим к депрессии.
Снятие.
Если вы пробовали разные способы снятия напряжения, то смогли заметить, что мы освобождаемся от напряжения только временно, проблемы не разрешаются, и напряжение имеет тенденцию усиливаться (пример с зубной болью).
Выбирая только «устранить напряжение», мы скрываем от себя свои проблемы, не даем себе возможности увидеть причину их. И в итоге напряжение становится нашим постоянным состоянием.
Разрядка.
Как мы выяснили в предыдущих статьях, напряжение нам необходимо для действия и оно создает действие. А действия могут быть как конструктивные, так и неконструктивные.
Примеры неконструктивного действия – эмоциональная разрядка на окружающих, увеличение требований к другим (применение угроз, насилия и т.п.).
Разряжаясь на других, мы разрушаем отношения (обвиняем в своих проблемах других людей), не видим свои неэффективные способы взаимодействия и теряем ценную возможность узнать, что нас на самом деле не утраивает.
Использование для изучения себя.
Это конструктивное действие с напряжением, и оно состоит во внутренней работе с причиной, вызвавшей напряжение. Работа с причиной дает нам понимание и принятие себя и других и, как следствие, возможность выхода на эффективные и удовлетворяющие нас взаимодействия с окружающими.
Мы уже исследовали, что напряжение нам необходимо, чтобы мы не останавливались в своем развитии. Ведь любые действия мы совершаем только в том случае, когда нас что-то не устраивает. Если у нас все хорошо, то у нас нет необходимости что-то менять, куда-то двигаться. А когда все хорошо, то, что происходит в итоге? Мы останавливаемся в развитии. «Нас и здесь неплохо кормят», - как говорил кот из мультфильма. Только люди, обладающие страстью познания себя, будут «чистить зубы» ежедневно, не имея такой страсти, мы будем ждать, пока что-то не произойдет и не заставит нас двигаться.
Получается, что-то делать, мы начинаем только тогда, когда попадаем в ситуацию, в которой не хотим находиться (сильная зубная боль). Эта ситуация создаст такое напряжение, которое подтолкнет нас к действию, если мы добровольно ничего не делали для своего движения.
Это и объясняет, почему к помощи специалиста мы прибегаем только тогда, когда уже все на грани полного краха или уже разрушено, и мы не знаем, что делать дальше.
Конечно, разумнее было бы проводить профилактику и решать проблемы при возникновении малейшего напряжения. Но первая проблема в том, что мы пренебрегаем напряжением. Мы отмахиваемся от него, снимаем его, придумываем себе какую-то иллюзию. Вторая проблема – у нас нет опыта работы с напряжением.
В итоге, если мы не обращаем внимания на свое напряжение, снимаем его всевозможными способами, сбрасываем его на окружающих, то в итоге откладываем решение задачи. Но рано или поздно наступит момент, когда НЕ решать проблему уже не возможно.
Только снимая свое напряжение, убегая в иллюзии и не решая проблем, которые скрывается за напряжением, мы, по большому счету, разрушаем не только отношения с окружающими, но и свою жизнь.
Но напряжение имеет и положительную сторону – оно освобождает нас от скуки и обостряет наше восприятие. Ведь когда все хорошо, жизнь становится скучной. И мы начинаем интуитивно искать ситуацию, где можем получить встряску.
Напряжение вообще очень хорошо характеризует всю психическую жизнь человека. Если к напряжению относиться как к дружественной и полезной силе, то его можно использовать для познания себя, для поиска решения задачи и осуществления этого решения. Пример одной из форм работы над напряжением:
Зарисовка из курса «Развитие осознанного внимания»:
— Надо мной прикололись подростки, которые собрались в подъезде и которым нечем заняться. Я иду домой, а подросток говорит с издевкой: «Здравствуйте!». Я отвечаю: «Здравствуйте», либо молча, прохожу. Реакция всегда одна – общий хохот.
Что я чувствую в этот момент: напряжение в ногах, в руках, в животе, спертое дыхание, страх, злость. Мысли: как все достало, ненавижу их, катились бы прочь отсюда. Я очень боюсь подростков, которые собираются в нашем подъезде, или около подъезда, вообще боюсь наглых подростков.
Какое может быть действие? Послать мне гонору не хватит. Это будет смешно и агрессия в данной ситуации неэффективна, она вызовет ответную, более сильную агрессию, силы не равны. Это должно быть что-то неожиданное, на равных.
А вообще я хочу понять, чем я притягиваю такую ситуацию, какими мыслями и своим настроем я создаю подобную ситуацию. Ведь с другими этого не происходит, кто-то спокойно ходит мимо и никто их не трогает. Я меняла свои мысли, но реакции тела и эмоции оставались теми же. Эта ситуация повторяется, но не часто. Мне кажется, если я буду по-другому себя чувствовать, проходя мимо их, меня не будут цеплять.
Что дает мне эта ситуация?
Далее, чтобы увидеть решение, необходимо исследовать и найти причину, которая вызвала напряжение. В данной описанной ситуации причиной оказалось требование «меня все должны любить».
Желание-требование: Я хочу, чтобы надо мной не смеялись.
Что я действительно хочу?
Я хочу, чтобы меня уважали, чтобы смеялись не надо мной, а над моими шутками, не обижали меня.
Что я действительно хочу?
Чтобы меня все любили.
Конечно, можно научиться управлять чувствами (если вы помните: эмоция – это мгновенная реакция, а чувства – состояние, продленное во времени, которое рождаются и закрепляются благодаря мышлению), расслаблять тело, но не проработанное требование все равно будет возвращать нас на исходную точку.
Следующий этап – это уже работа с внутренним требованием.
Ценность напряжения – оно всегда указывает на ту область, где у нас не все благополучно.
Ловите моменты возникновения напряжения, ставьте себе задачи по решению проблем, которые несет это напряжение. Если вы найдете в этом интерес, то будете развиваться туда, куда вы хотите, а не зависать в постоянно появляющихся проблемах.
Все, что мы имеем сейчас – это результат нашей работы или не работы с нашим напряжением, с самим собой.
С уважением,
Татьяна Ушакова.
Зачастую бывает трудно провести эту работу без специалиста. В какой-то момент может пересилить желание просто снять напряжение и мы не получим подарка осознания. Или просто уйдем в обман себя. Научиться работать с напряжением, составить для себя алгоритм работы, вы можете на курсе «Развитие осознанного внимания».
Интересным оказалось то, что отдаваясь напряжению, осознанность пропадает мгновенно. Появляется деструктивное поведение, приносящее результаты, с последствиями которых приходится работать намного больше и дольше, чем с напряжением, в момент возникновения.
Для наглядности проведем аналогию с зубной болью.
Если мы каждый день чистим зубы, следим за их состоянием, мы предотвращаем появление кариеса, чем освобождаем себя от возможной боли (работаем со своим напряжением в момент его возникновения).
Если мы не занимаемся профилактикой и кариес появился, но мы вовремя заметили и посетили стоматологический кабинет, то мы освобождаем себя от более болезненных манипуляций с зубом – удаление нерва (отслеживаем причину нашего напряжения по последствиям).
Если же мы продолжаем терпеть боль, и не прибегаем к помощи специалиста (не видим причины и не отслеживаем последствия своего напряжения, а если и видим, но не работаем с этой причиной, и не обращаемся за помощью к специалисту, который знает, как работать с напряжением),
глушим эту боль таблетками (в нашем случае просто снимаем напряжение),
то зуб разрушается, и мы уже вынуждены удалить его (кардинально решать проблему, не всегда для нас положительно).
Почему именно я делаю акцент на напряжение, а не на эмоциях? Вроде бы эмоции проще пронаблюдать.
Дело в том, что эмоции мы научились подавлять и всегда можем сказать, что не испытываем ни каких эмоций. А напряжение скрыть от самих себя или от других намного сложнее. Поэтому именно напряжение поможет нам понять, что с нами происходит на самом деле.
Давайте вернемся к примеру из предыдущей статьи.
Дочь не ответила на звонок, мать решила, что ее игнорируют, и почувствовала напряжение. Вместо того чтобы разобраться, о чем говорит это напряжение, какое желание-требование оно несет за собой, у матери появилось потребность скинуть свое напряжение на дочь, обвинив ее в неуважительном отношении к себе.
Не разобравшись со своим напряжением, перекидывая его на дочь, мать начинает разрушать отношения с дочерью, увеличивая требования.
Это вообще удивительно, нам почему-то кажется, что требованиями и придирками мы можем увеличим свою значимость. Но результат диаметрально противоположный, вплоть до полного игнорирования дочерью своей матери. А это вряд ли принесет матери счастье и удовлетворение, не говоря уже о значимости и уважении.
Предположим, что мать не скинет напряжение на дочь, а просто промолчит. Промолчит раз, другой, но напряжение никуда не денется, а начнет накапливаться. В итоге напряжение увеличится до таких размеров, что эмоционального взрыва не избежать. И не факт, что он будет направлен только на дочь, пострадать могут и другие члены семьи. Как пример, мать может долго копить недовольство поведением дочери, а в какой-то момент вылить обвинение мужу, который вообще не поймет, что происходит, и в чем он виноват. Начнется медленное разрушение отношений и с мужем.
Есть четыре варианта действия с напряжением: игнорирование, снятие, разрядка и использование для изучения себя. Давайте кратко рассмотрим последствия каждого из вариантов.
Игнорирование.
Если мы постоянно подавляем эмоции и игнорируем напряжение, которое возникает у нас, то накопившись, они связывают нас, лишают возможности действовать. В итоге начинают разрушать нас изнутри, и мы переходим в апатию, чувствуем, как жизненные силы покидают нас, приходим к депрессии.
Снятие.
Если вы пробовали разные способы снятия напряжения, то смогли заметить, что мы освобождаемся от напряжения только временно, проблемы не разрешаются, и напряжение имеет тенденцию усиливаться (пример с зубной болью).
Выбирая только «устранить напряжение», мы скрываем от себя свои проблемы, не даем себе возможности увидеть причину их. И в итоге напряжение становится нашим постоянным состоянием.
Разрядка.
Как мы выяснили в предыдущих статьях, напряжение нам необходимо для действия и оно создает действие. А действия могут быть как конструктивные, так и неконструктивные.
Примеры неконструктивного действия – эмоциональная разрядка на окружающих, увеличение требований к другим (применение угроз, насилия и т.п.).
Разряжаясь на других, мы разрушаем отношения (обвиняем в своих проблемах других людей), не видим свои неэффективные способы взаимодействия и теряем ценную возможность узнать, что нас на самом деле не утраивает.
Использование для изучения себя.
Это конструктивное действие с напряжением, и оно состоит во внутренней работе с причиной, вызвавшей напряжение. Работа с причиной дает нам понимание и принятие себя и других и, как следствие, возможность выхода на эффективные и удовлетворяющие нас взаимодействия с окружающими.
Мы уже исследовали, что напряжение нам необходимо, чтобы мы не останавливались в своем развитии. Ведь любые действия мы совершаем только в том случае, когда нас что-то не устраивает. Если у нас все хорошо, то у нас нет необходимости что-то менять, куда-то двигаться. А когда все хорошо, то, что происходит в итоге? Мы останавливаемся в развитии. «Нас и здесь неплохо кормят», - как говорил кот из мультфильма. Только люди, обладающие страстью познания себя, будут «чистить зубы» ежедневно, не имея такой страсти, мы будем ждать, пока что-то не произойдет и не заставит нас двигаться.
Получается, что-то делать, мы начинаем только тогда, когда попадаем в ситуацию, в которой не хотим находиться (сильная зубная боль). Эта ситуация создаст такое напряжение, которое подтолкнет нас к действию, если мы добровольно ничего не делали для своего движения.
Это и объясняет, почему к помощи специалиста мы прибегаем только тогда, когда уже все на грани полного краха или уже разрушено, и мы не знаем, что делать дальше.
Конечно, разумнее было бы проводить профилактику и решать проблемы при возникновении малейшего напряжения. Но первая проблема в том, что мы пренебрегаем напряжением. Мы отмахиваемся от него, снимаем его, придумываем себе какую-то иллюзию. Вторая проблема – у нас нет опыта работы с напряжением.
В итоге, если мы не обращаем внимания на свое напряжение, снимаем его всевозможными способами, сбрасываем его на окружающих, то в итоге откладываем решение задачи. Но рано или поздно наступит момент, когда НЕ решать проблему уже не возможно.
Только снимая свое напряжение, убегая в иллюзии и не решая проблем, которые скрывается за напряжением, мы, по большому счету, разрушаем не только отношения с окружающими, но и свою жизнь.
Но напряжение имеет и положительную сторону – оно освобождает нас от скуки и обостряет наше восприятие. Ведь когда все хорошо, жизнь становится скучной. И мы начинаем интуитивно искать ситуацию, где можем получить встряску.
Напряжение вообще очень хорошо характеризует всю психическую жизнь человека. Если к напряжению относиться как к дружественной и полезной силе, то его можно использовать для познания себя, для поиска решения задачи и осуществления этого решения. Пример одной из форм работы над напряжением:
Зарисовка из курса «Развитие осознанного внимания»:
— Надо мной прикололись подростки, которые собрались в подъезде и которым нечем заняться. Я иду домой, а подросток говорит с издевкой: «Здравствуйте!». Я отвечаю: «Здравствуйте», либо молча, прохожу. Реакция всегда одна – общий хохот.
Что я чувствую в этот момент: напряжение в ногах, в руках, в животе, спертое дыхание, страх, злость. Мысли: как все достало, ненавижу их, катились бы прочь отсюда. Я очень боюсь подростков, которые собираются в нашем подъезде, или около подъезда, вообще боюсь наглых подростков.
Какое может быть действие? Послать мне гонору не хватит. Это будет смешно и агрессия в данной ситуации неэффективна, она вызовет ответную, более сильную агрессию, силы не равны. Это должно быть что-то неожиданное, на равных.
А вообще я хочу понять, чем я притягиваю такую ситуацию, какими мыслями и своим настроем я создаю подобную ситуацию. Ведь с другими этого не происходит, кто-то спокойно ходит мимо и никто их не трогает. Я меняла свои мысли, но реакции тела и эмоции оставались теми же. Эта ситуация повторяется, но не часто. Мне кажется, если я буду по-другому себя чувствовать, проходя мимо их, меня не будут цеплять.
Что дает мне эта ситуация?
- мои негативные чувства показывают, что необходимо проработать мое отношение к подросткам;
- я вижу свои слабости;
- их реакция – это зеркало моего душевного состояния;
- они подтягивают меня к работе над собой, повышению уровня любви к себе, чтобы не уйти в лень, апатию, негатив;
- они показывают нерешенные подростковые проблемы, на которых я до сих пор зависла, подстегивают их решать.
Далее, чтобы увидеть решение, необходимо исследовать и найти причину, которая вызвала напряжение. В данной описанной ситуации причиной оказалось требование «меня все должны любить».
Желание-требование: Я хочу, чтобы надо мной не смеялись.
Что я действительно хочу?
Я хочу, чтобы меня уважали, чтобы смеялись не надо мной, а над моими шутками, не обижали меня.
Что я действительно хочу?
Чтобы меня все любили.
Конечно, можно научиться управлять чувствами (если вы помните: эмоция – это мгновенная реакция, а чувства – состояние, продленное во времени, которое рождаются и закрепляются благодаря мышлению), расслаблять тело, но не проработанное требование все равно будет возвращать нас на исходную точку.
Следующий этап – это уже работа с внутренним требованием.
Ценность напряжения – оно всегда указывает на ту область, где у нас не все благополучно.
Ловите моменты возникновения напряжения, ставьте себе задачи по решению проблем, которые несет это напряжение. Если вы найдете в этом интерес, то будете развиваться туда, куда вы хотите, а не зависать в постоянно появляющихся проблемах.
Все, что мы имеем сейчас – это результат нашей работы или не работы с нашим напряжением, с самим собой.
С уважением,
Татьяна Ушакова.
Зачастую бывает трудно провести эту работу без специалиста. В какой-то момент может пересилить желание просто снять напряжение и мы не получим подарка осознания. Или просто уйдем в обман себя. Научиться работать с напряжением, составить для себя алгоритм работы, вы можете на курсе «Развитие осознанного внимания».
При использовании статьи или ее части, обязательна действующая ссылка на источник http://o-vni2.blogspot.com/2011/10/blog-post.html
Почитать еще
0 коммент. :
Отправить комментарий