20 июня 2011 г.

В помощь самоисследователю. Выпуск 1. Кто "Я"?

  КТО «Я»? Или с чего начинается самоисследование.

  В статье «Самокопание и самоисследование. Есть ли разница?» мы выяснили, что самоисследование необходимо для того, чтобы выйти на эффективное и удовлетворяющее нас взаимодействие с собой и с миром. Если мы узнаем как можно больше о себе, то сможем действовать более успешно, сможем повлиять на эмоциональную сферу своей жизни, чтобы чувствовать себя счастливыми.

  Так же мы определили, что основа самоисследования – это наблюдение за собой, за своим неэффективным поведением, за играми своего ума, за своими убеждениями, которые мешают радоваться жизни, за своими ограничениями, которые не дают возможности развиваться творчески. Наблюдение за собой, за своими мыслями происходит с позиции стороннего наблюдателя, связи с этим у нас появляется возможность наблюдать за тем, что происходит в нашем внутреннем мире и отследить, как установки и стереотипы мышления нашего внутреннего мира влияют на наше поведение во внешнем мире.

  Каждый из нас имеет какое-то представление о себе и на базе этого представления строит отношение к себе и взаимодействует с другими людьми. Это представление о себе называется «Я-концепция».

  Расшифруем понятие «Я-концепция»: это система установок, убеждений и представлений человека о себе и ситуаций вокруг него.

  Поскольку восприятие реальности происходит через «Я-концепцию», то свое поведение человек строит таким образом, чтобы оно не противоречило его представлениям о себе. Например, если человек считает себя неудачником, то он будет совершать такие действия, которые будут подтверждать его представления о себе.

  На формирование «Я-концепции»  влияет целый комплекс факторов, которые и определяют представление о самом себе. Но «Я-концепция» - это не статическое, а динамическое образование, например, наше тело изменяется с годами; наша личность меняется в зависимости от того, в каком окружении мы находимся; наши способности развиваются; меняется профессия, статус, наши предпочтения; под воздействием каких-то ситуаций меняются наши убеждения и идеалы; меняются наши фамилии в связи с замужеством и т.д. Получается, что «Я-концепция» не является неизменным «Я».

  А самоисследование начинается как раз с определения того, кем или чем «Я» не является. Поэтому самый главный вопрос, который необходимо задавать себе в процессе самоисследования «Кто Я?». Он поможет отделить зерна от плевел, чтобы мы могли творить свое будущее и постигать свое предназначение.

  Каков был бы ваш ответ, если бы я сейчас спросила у вас: «Кто вы?»

  Чаще всего на этот вопрос отвечают: «Человек». Следующим ответом идут роли человека: жена, муж, мать, начальник и т.д. Потом следуют определения: добрый, ответственный, верный, обидчивый и т.д. И все это объединяется в одно короткое слово «Я».

  Так что же такое «Я»?

  «Я» – это мои социальные роли? Или может быть «Я» – это мое тело? Или мой ум? Или мои чувства и переживания? Или мои убеждения и предпочтения?

  Чаще всего под «Я» мы подразумеваем именно «Я-концепцию», динамическое образование или другими словами то, с чем мы себя в данный момент отождествляем.


  Существует какое-то «Я», то, что не является «Я-концепцией» и для нас сейчас не понятно, то, что нам дано природой, но мы до конца не знаем это «Я» и воспринимаем себя как тело, как ум, как чувства, как переживания, как социальные роли, как свои убеждения и предпочтения.


  Но что же такое на самом деле наше тело, ум, чувства, переживания, социальные роли, убеждения и предпочтения?

  На самом деле это инструменты, набор приспособлений, которые использует наше непонятное «Я». Инструменты и набор приспособлений. Задумайтесь: если мы начинаем отождествляться с этими инструментами, с этим набором приспособлений, то мы начинаем сковывать истинную природу нашего «Я».

  Давайте посмотрим, как это происходит.

  Мы появились на этот свет и совершенно не имеем представления о себе, кто же «Я» есть на самом деле. Первые ответы на этот вопрос мы получаем от родителей. И у нас с раннего детства зарождается это чувство и понятие «Я»: я мамина дочь, я непослушная девочка, я хороший мальчик, я тихоня, я русская (или другой национальности) и т.д. Если мысленно вернуться в детство, то вы можете вспомнить, что о вас говорили ваши родители и увидеть, с кем, или с чем, вы с раннего детства себя отождествляете.

  Хочется еще отметить, что если родители проявляли к нам уважение, то у нас вырабатывалось здоровое чувство «Я», которое строилось на любви к себе. Если же этого в воспитательном процессе не было, то у нас формировалось чувство неполноценности, или отрицательное чувство «Я» и вы не испытываете сейчас любви к себе.

  Далее это наше первоначальное чувство «Я» усиливается садиком, школой, нашим окружением и формируется через обратную связь на основе наших стереотипов поведения.

  В итоге в процессе жизни у нас накапливается очень много само собой разумеющихся норм, которые нами не анализируются и принимаются как данность нашего «Я».

Зарисовка:

— Я родилась недоношенная, сильно кормили и очень раскормили, была неуклюжая, поздно села, пошла и т.д. И еще косолапила и сутулилась и родители все детство пытались меня «исправить» - все время мне говорили: «Не косолапь! Выпрями спину!» или подшучивали: «Что она может, она косолапая!» Это очень болезненно для меня, обида до сих пор сидит.
— Ты приняла такое убеждение, что ты толстая и неуклюжая. Но ты выросла, и все могло измениться. Восприятие себя осталось из детства?
— Да. Когда смотрю на себя в зеркало – неженственная, на свой возраст не выгляжу, нет жизни, энергии, чувствую к себе жалость, мысли, что никому не понравлюсь такая.

  Если мы принимаем это «Я» и ничего с ним не делаем, то наша жизнь становится предсказуемой и события постоянно повторяются. Мы можем быть абсолютно уверены в том, что мы невезучие, потому что постоянно попадаем в какие-то ситуации, и при которых мы все время что-то теряем. Мы можем быть наоборот, уверены в том, что мы счастливые, и постоянно получать извне подтверждение этому. В итоге мы живем по одному и тому же сценарию, который был составлен нашими представлениями о себе.

  Но, где же мы истинные? Где наше истинное здоровое чувство «Я»? Кто может сказать о себе, что знает себя на 100%?  Ведь каждый из нас не раз сталкивался с тем, что в какой-то момент просто не понимает себя, не понимает, что он хочет.

  Единственная возможность выйти на истинное здоровое чувство «Я», чтобы установить подлинную связь с собой, и пробудить свою природную энергию, это изучение себя. Изучая себя, мы сможем понять себя  и принять свою индивидуальность. Другими словами – полюбить себя.

  Как я уже говорила, самоисследование начинается с того, что мы сначала исследуем, чем мы не являемся, но с чем мы отождествляем себя, что мы называем местоимением «Я», но что на самом деле является инструментами, наборами приспособлений, которыми пользуемся наше истинное «Я».

  «Я есть Я». Все остальное – инструмент. Если все, что входит в «Я-концепцию» есть инструмент, то изменения возможны. Но при условии, что у инструмента есть хозяин. Хозяин может проявлять себя, как

  • участник события,

  • как наблюдатель события, когда он является хозяином ситуации,

  • создатель события или автор ситуации.


  Далее мы подробно рассмотрим инструменты:

  • «Я» - как тело;

  • «Я» - как ум;

  • «Я» - как социальная роль;

  • «Я» - как психологическая роль;

  • «Я» - как переживание;

  • «Я» - как отношение к себе.


С уважением, Татьяна Ушакова.

В статье  использованы зарисовки из курса «Развитие осознанного внимания».

При использовании статьи или ее части, обязательна действующая ссылка на источник http://o-vni2.blogspot.com/2011/06/1.html



Почитать еще





0 коммент. :

Отправить комментарий

Copyright © 2010 Ошибки мышления или беседы для осознания - Авторский блог Татьяны Ушаковой.
Перепечатка материалов допускается только при наличии ссылки на источник: www.o-vni.ru

Powered by Blogger