14 апреля 2011 г.

Самокопание и самоисследование. Есть ли разница?

  Как говорится, наболело. Уже десять лет слышу одно и то же. Когда человек начинает жаловаться на свою жизнь, и я предлагаю ему поработать над собой, заняться самоисследованием, чтобы изменить свое взаимодействие с собой и с миром, ответы примерно такие: «Я и так постоянно копаюсь в себе, да толку-то» или «Я что, больной, выискивать в себе изъяны».

  Для этого и решила разобрать эти два понятия «самокопание» и «самоисследование», чтобы, как говорится, «почувствовали разницу» и не воспринимали работу над собой, как «самокопание».

  В словарях слово «самокопание» является синонимом самоанализа. Самоисследование – это тоже самоанализ. И на первый взгляд, нет ни какой разницы, там самоанализ, тут самоанализ. Но разница существует. Она в направлении или цели этого действия и, соответственно, в результате.

  Если самокопание – это самоанализ, то это деструктивная его форма. Почему? Потому что человек начинает выискивать в себе недостатки, потом переживать по поводу этих недостатков, оправдывать свою бездеятельность за счет наличия их у него и т.п. Сюда же еще входит сожаление о том, что не сделано или о том, что сделано не так. В итоге, получается, что цель самокопания – это пожалеть себя, «любимого».

  При самоанализе используется рефлексия, причем это тоже слово, которого многие «боятся», потому что воспринимается она в том же контексте, что и самокопание – бездеятельность.

  Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ (Словарь Ожегова).


  Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. (Большая советская энциклопедия).

  Так вот рефлексия при самокопании направлена не на выход из создавшегося положения, а на «откапывание» своих проблем. Своеобразная форма мазохизма, причинение себе зла с одной лишь целью – испытать удовольствие от жалости к себе. Хотя в этом мало кто признается, ведь это неосознанный бонус. Или другой вид жалости к себе – вызвать сочувственное отношение от окружающих. Ведь как иногда бывает приятно, что понимают, жалеют, что я такой бедный, несчастный и как мне в жизни не повезло.

  А дальше уже варианты, в чем не повезло. Например, не повезло с мужем, лежит на диване, а мне приходится все самой делать – и деньги зарабатывать, и детей воспитывать и домашние дела тоже на мне. Или с женой – пилит с утра до вечера. Или с детьми – делают, что хотят и не считаются с родителями. Ну, и другие варианты – с местом проживания, со страной и т.п. Но смысл один: «бедный я, несчастный».

  И копаются, копаются в себе, находят новые способы для оправдания своей бездеятельности, периодически обвиняя себя и снова выходя на оправдание.

  Результат такой «работы» - неудовлетворенность жизнью и общее гнетущее состояние. Если ли смысл в такой работе? Нет, ведь ничего конструктивного в подобном занятии нет, так как отсутствует позитивная цель этого действия.

  В основном это не видение, я бы даже сказала, не желание видеть свое будущее, а в большей степени «зависание» на прошлом, которое уже случилось. Попытки в уме изменить его. Но в состоянии ли мы что-то изменить там, в прошлом, постоянно перебирая его в уме, ведь оно уже случилось. Это действительно мазохизм, из раза в раз переживать не приятные для человека чувства. Или удовольствие?

  Проблема в том, что подобное «зависание» как раз и отвлекает от активных действий.

  Противоположностью самокопания является самоисследование, так как оно имеет совершенно другое направление. Занимаясь самоисследованием, мы тоже работаем с прошлым, но не для того, чтобы там «застревать», а чтобы использовать этот опыт для дальнейшей своей жизни. И здесь уже идет работа на будущее и настоящее, потому что внимание направлено на изменение своего поведения, на поиск эффективного взаимодействия с собой, другими людьми, миром, на поиск внутренней опоры для личностного роста и творческого саморазвития.

  Основа самоисследования – это наблюдение за собой, за своим неэффективным поведением, за своими убеждениями, которые мешают радоваться жизни, за своими ограничениями, которые не дают возможности развиваться творчески. За играми своего ума.

  Процесс самоисследования начинается с активизации потребности находиться в гармонии с собой и с окружающим миром. Если такая потребность не сформирована, то, самоисследование не имеет ни какого смысла, остается заниматься самокопанием или передать управление своей жизнью случаю и воевать с этим миром.

Зарисовки:

***
  Познакомилась в поездке с девушкой. При общении увидела, что она не удовлетворена жизнью, тем, что происходит вокруг. Отдых ей не нравится, везде скучно, нет никаких развлечений, мужчин интересных тоже нет (так она сказала). При этом ее трудно уговорить куда-то поехать, посмотреть что-то новое и интересное. Когда она прогуливалась, то часто скептически говорила: ну и что тут особенного? Когда мы уже сядем и спокойно посидим? Мне было удивительно, что человек с образованием художника не замечает красоты природы, необычности местности, интересных людей. Ей хотелось полежать, позагорать, ничего не делать и при этом чтобы кто-то ее развлекал. Она с гордостью сообщила, что третий раз замужем и что вообще-то хотела бы выйти замуж раз пять. Нынешний муж ее тоже не устраивает. Я спросила, почему она не хочет найти интересную работу, предложила ей сферы, где она могла мы работать. Она ответила, что все уже попробовала, и ничего ей не подошло. Вот и получается, что девушка ищет удовлетворения во вне, и жалуется на все вокруг.

***
  В процессе работы на курсе я чувствовала сначала, что мне довольно трудно дается понимание и формулирование своих ответов, думать не хотелось. Возможно, потому что это новое для меня. Я садилась, отдыхала, включала расслабляющую музыку и только тогда начинала слушать себя, свои мысли. Стало очевидно, что мне нелегко дается описывать свое отношение и состояние, в виду того, что всегда казалось, что мое отношение или мнение по поводу чего-то не всегда интересно окружающим. Я проанализировала, что если я спрашиваю о чем-то человека, то искренне им интересуюсь, значит и другие люди, спрашивая, действительно хотят знать мое мнение, мои чувство. Это мне помогает быть более открытой. Я поняла, что с помощью внутреннего контроля можно научиться контролировать свою жизнь, относиться к себе добрее и позитивнее.

  Одна из причин недовольства собой – это чрезмерные требования к себе. Требования удается уменьшить, когда позволяю себе ошибаться, быть не такой строгой к своим ошибкам и когда понимаю, что не все зависит от меня (как например, в ситуации, когда сломался автобус – я не могла этого предсказать заранее). Поэтому невозможно управлять всем, но я могу научиться управлять своей жизнью, менять свое отношение к происходящему.

  Чтобы изменить свое мышление, необходимо проанализировать причину, почему происходит то или иное событие. И только тогда можно изменить свое мышление. Я стараюсь давать себе право на ошибку, это помогает быть более уверенной, помогает не сомневаться в том, что я ответственный работник. Тем самым, я надеюсь, у моего начальника не будет повода "выливать" на меня свое плохое настроение.

***
Я сейчас осознаю, что многие свои поступки я совершаю на автомате, неосознанно, и повторяю заученные привычные модели поведения. Которые не всегда эффективны, я не делаю выводы из своих поступков.  Я делаю как мне проще, привычнее. Когда я совершала поступки раньше, я думала, прежде всего, о себе, и не думала особо о том, что чувствуют другие, об их потребностях. Я сейчас вспоминаю замечания. И мне так жалко себя и стыдно, что я такая  бываю рассеянная,  что вы подумаете, что я такая бестолковая.

— Мы все бестолковые. Были бы «толковые», просветленными бы стали. Старые привычки и стереотипы поведения стаскивают нас назад. В этом нет ничего страшного, если вовремя увидеть, что ты опять откатываешься, чтобы остановиться и перевести внимание на осознание себя. Например мой муж, очень любит поворчать. Начинает ворчать, а потом: «Ой, я опять ворчать начал!» «Да, - говорю, - начал», - и улыбаюсь ему. Трагедии ни какой нет, ну поворчал, но ведь сам же и увидел!

***
Зачем мне злость? Чтобы выплеснуть пар накопленного раздражения, недовольства, который раздирает меня. Я на самом деле хочу почувствовать спокойствие, расслабление, душевное тепло. Если я выплесну злость на окружающих, я получу ответную злость, даже может в более сильных и мощных масштабах. Злость дает знание обо мне, о том,
что я устала, мне нужно отдохнуть, в таком состоянии я повышенно чувствительна и раздражительна.

— Вот смотри, зачем тебе нужна злость, ты знаешь, она тебе показывает твою усталость и для того, чтобы выплеснуть пар раздражения. Почувствовала злость: «Ага, она мне напомнила об усталости, я просто устала. Теперь мне необходимо найти то, куда я могу ее перенаправить». И ищешь более экологичные способы, а не выброс на окружающих. В доме можно надраить полы или еще что-то, где необходима физическая нагрузка, на улице пройти в быстром темпе пару остановок (и для здоровья хорошо и напряжение снимет). Так же бассейн, бег и другие виды спорта.

Но это мы обращаемся так с последствиями, чтобы не находиться в напряжении. Главное найти причину, а причина, как мы выяснили, в требованиях, в ожиданиях, в установках (так правильно). Вот и найти спусковой механизм, что именно из перечисленного вогнало тебя в такое состояние. А дальше по алгоритму можно поработать, сначала ментально, а потом физически.

***
Провокация: ребенок утром очень медленно писал перевод в тетрадь (торопились в школу).

У меня появилось легкое раздражение, какая-то сжатость что ли (пока плохо улавливаю реакции в теле, особенно если раздражение не сильное).

Мысли: Ну что он так копается, надо торопиться в школу, а он не торопится.

Как только увидела свое раздражение, и вспомнила задания, раздражение куда то улетучилось, перестали доделывать перевод и поехали в школу. Мысль пришла такая: Надо успевать делать вечером, а не дергать ребенка.

***
Ситуация: В группе обсуждаем проект. Менеджеру проект не нравится, считает, что проект написан слабо и имеет высокие риски. Поскольку я знаю проект и его условия, то беру слово и объясняю, что риски есть, но мы их знаем, и проект в целом простой, нужный и выполнимый.

Обсуждение идет дальше. Осталось двойственное чувство: с одной стороны, удовлетворение, что высказала свое мнение, с другой, дискомфорт, что сделала что-то не так.

Мысли: сказала невпопад; хорошо ли, что показала другую сторону вопроса; как меня поймут; как менеджер оценит мое выступление; не показалась ли я слишком эмоциональной в обсуждении. По-моему, произошел конфликт требования к себе «быть хорошей» с желанием заявить о своем мнении. Я решила высказаться, потому что желание было сильным, и потому что я одна в группе знала фактическую ситуацию.

После обсуждения сделала проверочное действие - спросила мнение коллег, имеет ли смысл то, что и в какой форме я говорила. Все сказали, что все правильно, и обсуждение для того и предназначено, чтобы высказывать свое мнение.

Альтернативный вариант возможного реагирования, который попробую на практике:
1. Понять/почувствовать, какие эмоции вызывает мое желание высказаться - снять эмоциональный накал.
2. Мысленно сформулировать цель, для чего я хочу высказаться - поставить задачу.
3. Определить, какую существенную дополнительную информацию я хочу внести в обсуждение - определить детали.
4. Когда высказываюсь, подчеркнуть, что хочу пояснить/дополнить то, что известно и основываться на фактах в качестве аргументов – придать форму, более удобную для деловых собеседников.

— Умница! Все-таки как приятно управлять своей жизнью!

— Да, приятно, и больше уверенности при этом появляется. На этом задании прочувствовала большую разницу между мысленной проработкой и записыванием. При мысленной проработке выхватываются только части, целое охватить сложно. Мысли проносятся вихрем и не оставляют большого следа. Записывание же, напротив, освещает те стороны, которых в лоб и мысленно не видишь. Так, мысленно я увидела только требование "быть хорошей" и совпасть с мнением других. То есть пошел привычный крен в сторону самокритики, но при этом сильное желание выразить себя осталось скрытым. Дальше, записывание помогает концентрироваться, лучше мобилизует умственные ресурсы, если можно так сказать. В результате, четче видна целостная картина, и, соответственно, альтернативные подходы. Полезная техника, к тому же более творческая, после которой чувствуешь удовлетворение от найденного решения!
Спасибо!

— Теперь главное навык наработать, а с навыком приходит и целостное видение. Мне безумно приятно, когда вы не останавливаетесь и работаете самостоятельно после работы на группе и меняете свою жизнь уже самостоятельно так, как хотите. По крайней мере, я преследую эту цель – научить вас работать самостоятельно.

С уважением,
Татьяна Ушакова.

В статье использованы зарисовки их курса «Развитие осознанного внимания».

 При использовании статьи или ее части, обязательна действующая ссылка на источник  http://o-vni2.blogspot.com/2011/04/blog-post.html



Почитать еще





1 коммент. :

  1. Спасибо Вам.
    Как всегда очень точно, доходчиво и тема наиострейшая.
    Записываюсь в поклонники.

    ОтветитьУдалить

Copyright © 2010 Ошибки мышления или беседы для осознания - Авторский блог Татьяны Ушаковой.
Перепечатка материалов допускается только при наличии ссылки на источник: www.o-vni.ru

Powered by Blogger