16 декабря 2011 г.

Духовный рост или личностное развитие? В чем отличие?

  Тема этой статьи родилась на курсе «Развитие осознанного внимания», где возник вопрос: что такое духовное развитие и что такое личностное развитие и чем они отличаются.

  Почему возникает подобный вопрос, когда на первый взгляд все очень просто. Я решила посмотреть, что же предлагают на просторах интернета под понятием «духовное развитие» и оказалось, что пишут кто во что горазд. Кто-то предполагает, что чтение духовной литературы уже означает духовное развитие, кто-то пишет, что духовное развитие – это занятие йогой, медитациями, психотехниками, пение мантр. Или просто пишут – мыслить позитивно это и есть развиваться духовно.

  Чтобы детально разобраться в этом вопросе, предлагаю, как всегда начать с определений.


  Пересмотрев множество словарей, которые дают определение слову «личность», увидела, что и этом определении много расхождений. Но все они содержат одно общее, от чего и будем отталкиваться в этой статье. Слово «личность» объединяет в себя социально-значимые качества (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения). Тогда развитием личности будет работа, направленная на раскрытие своих индивидуальных способностей для проявления себя или самореализации в социуме. И это показатель, созданный человеком.

  С духовностью оказалось сложнее, так как какого-то общего понятия духовности не нашлось. Я взяла за основу определение из Векепедии:
«Духовность – в самом общем смысле – совокупность проявлений духа в мире и в человеке». Получается, что духовность не связана с социальной реализацией. А развитие духовности– это познание и развитие проявлений духа в мире и в человеке, развитие самосознания, поиск внутреннего света, берущее начало в том, что человек изначально существо духовное, путем отсечения всего того, что не является проявлением духовности.

  «Человек есть существо духовное… Что же за свойство такое «духовность»? И вот тут мы окажемся в очень нелегком положении. Весьма нелегком. Это огромная философская трудность. Она заключается в том, что здесь перед нами некий аналог, ну скажем, принципа неопределенности в физике. Дело в том, что духовность мы познаем духом же. Здесь у нас нет возможности выйти за пределы вот этих двух моментов: познающего субъекта и объекта, который мы познаем. Потому что мы заключены внутри этого. Материю мы можем еще как-то определить и то, как вы знаете, с определением материи все боле и более сложно становится… Материя – это то, на что сознание смотрит извне. А дух – это то, в чем сознание живет. Поэтому всякое абстрактное, всякое схематичное определение духа всегда будет безнадежно условным и неточным… Всегда проще сказать, чем дух не является, чем сказать, что такое дух действительно… проще определить земное, ограниченное».
Александр Мень.

  Проанализировав понятия «личность» и «духовность», я выделила восемь отличий, по которым можно определить, что мы развиваем в себе – личностные качества или духовное начало.


  1. Границы.

  Если развитие личности – это эффективная реализация в социуме, то границы задаются извне, т.е. социумом. Действие идет от стимулов внешней среды и этой внешней средой действия ограничиваются. Личностное развитие измеряемо и является материальной стороной человеческого бытия.

  Например, желание стать успешным. Задаются внешние границы (как пример – заработок в 5000 долларов в месяц), при которых можно о человеке сказать, что он успешен в социуме.

  При духовном развитии – происходит поиск своих внутренних границ, внутренних обусловленностей, и как результат духовного развития – встреча с самим собой истинным. Духовная сторона человеческого бытия.

  При духовном развитии нет стремления стать кем-то или каким-то, что обычно предлагает личностное развитие, здесь задаются другие вопросы: кто я? зачем я? для понимания себя, своих ограничений, защитных механизмов, своих личностных масок, своей природы, для поиска своего источника света вне зависимости от внешних обстоятельств и показателей.


  «Несмотря на все наши проблемы и всю путаницу, несмотря на наши эмоциональные и психологические взлеты и падения, в самой основе человеческого бытия есть нечто изначально доброе. Если мы не в состоянии открыть этот источник добра в собственной жизни, то каковы же наши шансы улучшить жизнь других?
  Открытие подлинного добра приходит через правильное понимание очень простых переживаний. Речь не о том, как это здорово – почувствовать, как ты заработал миллион долларов, закончил колледж или приобрел новый дом. Мы говорим о глубинном благе – быть живым, - которое не зависит ни от наших достижений, ни от исполнения наших желаний. Мы постоянно улавливаем его проблески, но чаще всего не умеем их распознавать».
Чогьям Трунгпа.


  2. Путь.

  Личностное развитие подразумевает под собой, что есть какая-то цель, к которой необходимо стремиться. Есть начальная отправная точка, и есть конечная. Поэтому в личностном развитии предлагается цель и способы ее достижения. Путь при личностном развитии – это путь достижения.

  Предполагается, что есть что-то не внутри нас, а снаружи, что ограничивает нас и преодоление этого ограничения поможет нам достичь желаемого.

  С целью получения материальных вещей – это понятно, а если ставится нематериальная цель? Например, цель стать счастливым. Счастье – это внутреннее субъективное ощущение. Но в личностном развитии это ощущение подменяется материальными объектами, например, заработаю миллион долларов и буду счастлив, выйду замуж и буду счастлива и т.п.

  Разве наши ощущения могут быть целью? Это скорее происшествие и мы можем что-то предпринять, чтобы это происшествие случилось, но закрепить и удержать его мы не в силах.

  Если вам предлагают какую-то цель, к которой необходимо стремиться, которую необходимо достичь, даже если вам предлагают достичь просветления – это не духовное развитие, это личностный рост.

  Духовное развитие идет из состояния, что все необходимое у нас есть, но нам нужно это найти в себе. Поэтому духовное развитие – то всегда путь поиска, постижения.

  Вообще духовность – это просто другой способ жизни, где ничего не надо достигать, где все уже есть. Это не товар, который надо приобрести. Духовное развитие – это познание, переживание, прочувствование реальности, в которой мы находимся, и которая является частью нас.


  3. Обнаружение себя.

  В личностном развитии для того, чтобы обнаружить себя, необходим кто-то помимо нас. Принятие себя идет через принятие нас другими. Стать лучше, стать совершеннее, стать успешнее, чем КТО-ТО. Я сам по себе не важен и не нужен, но если я важен и нужен кому-то (обществу, родителям, детям и т.п.), то жизнь моя имеет смысл.

  В духовном развитии обнаружение себя происходит через принятие себя. Человек интересуется собой, интересуется тем, что есть у него. Исчезает желание стать кем-то или каким-то. Никто и ничто снаружи ему не нужно, чтобы стать таким, каким он хочет быть, он не нуждается ни в поддержке, ни в одобрении. Человек сам знает, что он хочет, что ему необходимо, появляется внутренняя сила, внутренние знания, пропадают разнообразные иллюзии по поводу себя. Человек в первую очередь нужен сам себе, причем он может не быть успешен социально, но при этом быть счастливым и удовлетворенным своей жизнью.


  4. Отношение к настоящему и будущему.

  Весь личностный рост строится на образе будущего. У нас нет чего-то сейчас, но если мы предпримем такие-то шаги, то это у нас появится. В личностном развитии мы нацелены и живем завтрашним днем. И самая большая проблема в таком образе жизни – это обесценивание настоящего, поэтому при личностном развитии настоящее не является ценностью.

  При духовном развитии другие отношения со временем. Будущее и прошлое не актуальны, существует только настоящее и это самое ценное, что мы имеем. Все внимание уделяется осознанию каждого момента жизни. Ничего не надо достигать, все уже есть, надо только это увидеть. Внешние ситуации дают стимул для исследования себя, своей обусловленности, потому что какие мы сегодня, такие ситуации и притягиваем.


  5. Гарантии

  При личностном развитии велика потребность в безопасности и в гарантии. Хоть мы и понимаем, что гарантированного будущего в постоянно меняющемся мире нет, но нам очень хочется сохранить эту иллюзию. Если вам обещают какие-то гарантии, то это однозначно личностное развитие. Все становится средством. И при этом свобода ставится целью. А какая может быть свобода, если необходимы гарантии? Все происходящее воспринимается не как событие, как следствие усилий или бездействия, как награда за труды.

  При духовном развитии свобода – это отсутствие каких-либо гарантий, полная неизвестность, что будет дальше. Все воспринимается, как событие для постижения. Радость, печаль, предательство – это просто события, без какой-либо оценки, событие для постижения, для переживания, для осознания.


  6. Идеал.

  При личностном развитии всегда присутствует стремление к идеалу: идеальной жизни, идеальным отношениям, поиск идеального супруга, супруги. Идеал необходим для того, чтобы ощутить значимость своей жизни. Поэтому широко применяются такие личностные оценки, как высшее и низшее, хорошо-плохо, нравственно-безнравственно, морально-аморально. Социум давлеет над нами своими ценностями и требованиями, управляет нами через систему поощрений и наказаний. Все подгоняется под идеальную модель.

  В духовном развитии нет разделения на оценочные понятия, любое действие имеет свой смысл, который необходимо познать. Идеала нет, а есть желание познать сущность, а для этого необходимо научиться видеть ситуацию целостно и безоценочно. И все самое важное и главное, где мы можем получить все, что нам необходимо для духовного развития – это наша обыденная жизнь.


  7. Соревнование.

  В личностном развитии всегда присутствует спортивный принцип организации жизни: соревнование. Всегда есть победители и побежденные. Идеал, идеальная жизнь – это жизнь победителя. И чем больше человек развит социально, личностно, тем больше у него шансов стать победителем.

  В духовном развитии соревнования нет. И в чем соревноваться? Принятие себя автоматом ведет к принятию другого, а где есть принятие, там нет соревнования, нет желания переделать кого-то. Доминанта не соревнование, а опознавание, знакомство, осознавание, переживание.


  8. Самореализация.

  Самореализация может быть в виде самоутверждения и самовыражения.

  Если у вас есть потребность самоутвердиться, оставить свой след в истории, показать себя миру, что-то кому-то доказать, то это путь развития личности.

  Подлинное самовыражение начинается тогда, когда произошла встреча с самим собой, когда у человека есть мужество увидеть себя таким, каков он есть и выразить это в своей жизни, в своем творчестве, в отношениях, не стать лучше, не оставить что-то после себя, никому ничего не доказывая, а выразить то, чем вы наполнены, поделиться этим.

  Невозможно сказать, что одно развитие лучше другого. Каждый выбирает для себя свой путь. Человек социально благополучный и успешный вряд ли будет готов встать на путь духовного развития, потому что ему и так хорошо в той жизни, которую он живет. Духовное рождение не может произойти в условиях благополучия. Просто знание, чтение духовных книг не в состоянии что-то изменить в жизни.

  Чтобы произошло изменение, необходимо преломление сознания, которое чаще всего происходит через сильную боль, когда проходишь через нее и начинаешь чувствовать то, на что раньше совсем не обращал внимания. Когда для нас становится важным не быть кому-то нужным, а быть нужным, прежде всего самому себе.


  «В один прекрасный день вы можете открыться, но первое, что для этого нужно сделать, - надо еще раз родиться, родиться по отношению к жизни, понять, что жизнь - это жизнь, а вы - это вы, и тогда, выделившись из этой второй матки, из жизни, как утробы, вы можете обрести всю тотальность. Для этого не надо отказываться от жизни, для этого из жизни надо вылезти и увидеть, что еще вот это, вот это, вот это и вообще пребывание в мире - это действительно увлекательнейшее приключение.
  И тогда нам станут понятны многие до сих пор непонятные вещи: почему можно пить водку и при этом духовно развиваться, и почему можно не пить, не есть, не любить, а только медитировать и при этом духовно регрессировать. И почему не обязательно ни то, ни другое, ни двадцать третье, ни сто пятидесятое, и вообще ничего не обязательно. Ибо необходимы и достаточны только два компонента - ты и мир для бытия, ты и жизнь для жизни. А все остальное - это совершенно персональное, замечательное полотно, но не линия. Ибо линия, образ жизни, как линия порожден идеей достижения, а не постижения, порожден идеей, что знание существует как отдельная, выделенная, вычисленная, сепарированная от мироздания вещь». (И.Калинаускас)

  С уважением,
  Татьяна Ушакова.

При использовании статьи или ее части, обязательна действующая ссылка на источник http://o-vni2.blogspot.com/2011/12/blog-post.html



Почитать еще





30 ноября 2011 г.

Убеждения – защита от страхов. Или почему мы не отпускаем свои убеждения.

  В предыдущее статье «Как работать с убеждениями» (http://o-vni2.blogspot.com/2011/11/blog-post_21.html) мы остановились на том, что ослабление или смена убеждения – это временная мера. Заменяя одно убеждение другим, мы опять оказываемся рабами, но уже нового убеждения. Каков же выход? Освободиться от власти убеждений.

  На словах мы можем согласиться отпустить свои убеждения, но когда доходит до дела, мы мертвой хваткой начинаем держаться за свое убеждение, приводя массу доводов, почему нельзя отпустить его. Потому что наше убеждение – это наше видение «как должно быть».

  Например, убеждение, что все люди должны поступать порядочно. Имеем убеждение и ожидаем от окружающих такого поведения, забывая, что для каждого «порядочное поведение» – это что-то свое. Для кого-то, например, порядочное поведение – это говорить прямо о своих мыслях. Для другого – не высказывать свои мысли, чтобы не расстроить собеседника. Разве возможно создать какие-то четкие правила поведения? Ведь жизнь – не фиксированная точка и ситуация ситуации рознь. Правила можно создать для машины, но не для живого человека. Мне нравится цитата И.Калинаускаса по этому поводу: «Когда я в одной книге прочитал, что правда – это очень занятная вещь: кусок дохлой коровы и превосходная говяжья вырезка – это правда об одном и том же объекте, у меня случилось озарение». Так и с убеждениями – каждый их воспринимает и интерпретирует так, как ему считается верным. Четких правил нет, и не будет, каждое убеждение – это личный взгляд каждого на то «как должно быть», чтобы не так страшно было жить в этом мире. А отказ от убеждений вызывает очень сильный страх потери ориентиров.

  Зарисовка с форума центра «Осознанное внимание».
  «В моем конкретном случае я ведусь на надежду, которая основывается на определенном убеждении, как должно быть. То есть, получается, что есть две "сама хочу". Одна хочет добиться осуществления надежд и реализации ожиданий (вне зависимости от реальности), а другая - убить надежду и найти удовлетворение в реальности. Налицо внутренний конфликт, который к тому же сопровождается страхом - что же будет без надежды; как можно жить без надежды и убеждений; на что опираться? Вот и получается, что одна из "сама хочу" бережет лучик надежды с закрытыми глазами, потому что так привычнее и кажется безопаснее. Но в данном случае надежда - это зацепка для манипуляции».

  Какие основные страхи при отказе от убеждений можно выделить, на что чаще всего ссылаются:
  • не будет опоры, основы;
  • не будет надежды;
  • отсутствие безопасности;
  • могу стать беспринципным;
  • останусь в одиночестве;
  • потеряю себя.

  Давайте, исследуем, на самом ли деле спасают наши убеждения от этих страхов или это иллюзия спасения?

  Страх: не будет опоры, основы.

  Каждое свое убеждение мы действительно рассматриваем, как опору или основу своего существования. Например, убеждение, что дети должны помогать родителям в старости. Мы для себя это принимаем и вроде бы можем не бояться своей старости, предполагая, что наши дети будут разделять это убеждение и у нас не возникает страха остаться в старости без помощи своих детей.

  Но так ли это на самом деле? Если мы полагаемся на это убеждение и ничего не делаем для того, чтобы наши дети захотели проявлять о нас заботу, то убеждение не оправдывает себя, и мы начинаем возмущаться и требовать от детей, чтобы они оправдывали наше убеждение, загоняя своих детей в чувство вины. Подобное действие еще больше разрушает наше отношение с детьми и не способствует проявлению детьми любви и заботы о нас.

  Или другое убеждение, что если мужчина создает семью, то он должен заботиться о своей семье и обеспечивать ее материально. Убеждение есть, а по факту не всегда так происходит. И как опираться на это убеждение? Тоже требованиями соответствия? Решит ли это проблему?

  Очень многие убеждения нам с детства «дарят» родители. Например, родители могу внушить нам, что отличная учеба в школе – это залог успеха и хорошей работы в будущем.

  Ребенок с таким убеждением входит в мир и сталкивается с тем, что даже красный диплом не является гарантией того, что он найдет интересную ему работу и при этом хорошо оплачиваемую. Более того, ребенок попадает в реальность, где те, кто учился на тройки, кто на первый взгляд был не перспективным, как раз и имеют эту самую интересную и хорошо оплачиваемую работу. Дает ли это убеждение опору и основу?

  Даря своим детям такое убеждение, родители заранее обрекают своего ребенка на ощущение несправедливости в мире. И на что теперь опираться ребенку? Я не пытаюсь осудить родителей, они действуют из своих убеждений, в надежде, что у детей-то это сработает, что детям будет легче жить, а по существу загоняют своих детей в то же самое рабство от убеждений, в котором находятся сами.

  Может быть лучше все-таки выйти из убеждений и просто делать и поступать так,
  • чтобы дети захотели заботиться о своих родителях,
  • выбирать такого мужчину, который готов взять на себя ответственность за семью,
  • не требовать от ребенка отличной учебы ради светлого будущего, а помочь ему учиться с интересом и найти то занятие, которое станет в дальнейшем для него одним из смыслов его жизни.

  Убеждение лишает нас действия, а то, что лишает нас действия, не может быть опорой или основой, это скорее источник страдания, так как убеждения имеют свойства не реализовываться, если мы ничего не сделали для этого.

  Страх: не будет надежды.

  Не будет какой надежды? Надежды на то, что все само собой сложится, опять же без нашего участия?

  Состояние надежды парализует наши действия, именно поэтому оно само по себе не продуктивно. Так чего мы боимся на самом деле? Начать действовать? Или мы боимся потерять надежду на то, что нам кто-то что-то должен по нашему убеждению?

  Мы можем надеяться, но должны быть готовы к тому, что наша надежда может и не оправдаться. Убеждение – это не гарантия того, что наша надежда оправдается.

  Страх: отсутствие безопасности.

  На первый взгляд нам кажется, что наши убеждения дают нам какую-то гарантию, какую-то безопасность. Но ведь это не стопроцентное состояние. Мы получим эту безопасность, если наше убеждение подтвердится. А если нет? Что мы будем ощущать?

  Например, убеждение, что люди должны быть разумными. Да, с разумными людьми очень даже безопасно. А если рядом люди не разумные? Что мы чувствуем? Мы боимся оказаться в подобной ситуации, поэтому и придумываем себе убеждение, чтобы зацепиться за него, как за спасательный круг, чтобы убежать от напряжения. Но разве мы оказываемся в безопасности? Разве это убеждение спасает от неразумных поступков людей? Наши убеждения – это иллюзия безопасности и мы боимся потерять именно эту иллюзию.

  Страх: могу стать беспринципным.

  Человек, не имеющий убеждений, кажется нам беспринципным. Это происходит потому, что мы ограничили свой мир своими убеждениями и нам трудно осознать возможность другого бытия, которое находится за пределами знакомого нам.

  Беспринципный человек – это человек без твердых убеждений. Но это совершенно не говорит о том, что беспринципный человек аморален. Потому что принципы изначально могут быть неверны или аморальны. Например, «око за око», «кто не с нами, тот против нас», какие-то религиозные принципы, когда не принимается другая религия и т.п.

  Принципиальный человек – это упрямый и упертый человек, со своими жесткими стереотипами поведения, не гибкий, с ограниченным сознанием. Мы этого боимся лишиться?

  Страх: останусь в одиночестве.

  С одной стороны этот страх оправдан, потому что наше общение строится на выборе и принятии тех, кто разделяет ценности наших убеждений.

  Тогда получается, что те, кто разделяет наши убеждения – они хорошие, они свои. А те, кто не разделяет наши убеждения, либо объявляются врагами, либо им навязываются наши убеждения, либо не достойны нашего внимания.

  Результат такого взаимодействия – игнорирование человека как такового – с его чувствами, с его переживаниями, с его индивидуальностью, идет общение только на соответствии нашим убеждениям. Ты разделяешь мои убеждения, значит, ты мне друг. Не разделяешь, тогда я постараюсь перетащить тебя на свою сторону, переделать под себя, а если ты бяка такой не переходишь на мою сторону, то ты мне совершенно и не нужен, иди восвояси. По моему убеждению, ты должен любить меня так-то и так-то, а если ты любишь по-другому, то это и не любовь.

  Именно поэтому мы и ищем людей, которые разделяют наши убеждения и ценности, чтобы была гарантия, чтобы не испытывать разочарований. И это единственный, почти гарантированный способ, уйти от живого мира людей, уйти от знания себя истинного. Потому что жить среди живых людей, с разными ценностями и с разными убеждениями – это самое трудное, почти невозможное. Для такой жизни необходимо уйти из-под власти убеждений, воспринимать себя, как живого, в котором присутствует все. Остаться без принципов.

  При взаимодействии на основе убеждений мы теряем самое основное – общение человека с человеком. Не происходит не открытия одного человека другим, не узнавания себя истинного. Все известно и предсказуемо. Оставаясь в своих убеждениях, мы не можем войти в другое пространство, где нам интересен человек такой, какой он есть, где мы интересны сами себе такие, какие есть.

  Способность освободиться от убеждений наоборот дает нам возможность общения и взаимодействия с большим количеством людей, а не только с теми, кто разделяет наши убеждения.

  Страх: потеряю себя.

  Небольшое отступление для понимания:

  Я часто сталкиваюсь в своей работе с тем, что человек не может определить, что он чувствует. Единственное чувство, о котором он говорит – это чувство раздражения или чувство вины. О чем это говорит? О том, что родителям был не интересен сам ребенок, не интересны его увлечения, его желания, его чувства, их главной целью было – навязать свои убеждения и требовать соответствия им. И тогда, когда ребенок исполняет требования – он хороший, не исполняет – плохой.

  Что в итоге дает такое воспитание? Ребенок отходит от себя истинного и старается соответствовать тому образу, который придумали для него родители. Если у него в силу его индивидуальности не получается соответствовать этому образу, он начнет испытывать чувство вины перед родителями. Он может застрять в этом чувстве, и станет переносить это состояние на свое взаимодействие с другими людьми, ощущать себя постоянно виноватым за то, что он не вписывается в придуманный для него образ уже других людей. А может начать доказывать своим родителям и окружающим, что его можно и есть за что любить, доказывать, что он чего-то стоит, находиться в постоянной борьбе, вместо того, чтобы жить своей жизнью и радоваться.

  Доказывать и соответствовать убеждениям – это не означает того, что ребенок будет самим собой. Наоборот, это будет еще больше уводить его от самого себя. И основными чувствами, которые будет испытывать ребенок в своей уже взрослой жизни, будут чувство вины за свое несоответствие или раздражение за неприятие.

  Если мы считаем, что «Я» - это наши убеждения, тогда мы должны согласиться с тем, что мы машина, действующая по программе, которую заложили в нас наши родители, социум. Ведь убеждения – это и есть программа. В таком случае, что мы на самом деле теряем, если уходим из-под власти убеждений? Нашу запрограммированность.

  Как только мы освобождаемся от навязанных нам убеждений, как только мы становимся беспринципными, уходим от навязанного или придуманного образа себя, тогда у нас появляется возможность познакомиться с собой истинным. Только в этом состоянии мы начинаем видеть в себе все хорошее и плохое, все правильное и неправильное без осуждения и освобождаемся от всех защит и иллюзий о себе.

  Пережив состояние принятия себя истинным, мы приобретаем силу, основу, безопасность, все то, что нам не дают наши убеждения. Но в этом состоянии, без убеждений, мы начинаем чувствовать себя живыми.

  Когда мы приходим к СЕБЕ, мы уже ничего не боимся. Любой страх идет от незнания себя, от отождествления себя со своей личностью, со своими убеждениями, со своими привычками, со своими принципами, мыслительными конструкциями, со своими ролями в социуме, со своим телом. А «Я» истинное ничего не боится. Мы дома. И это самая высшая гарантия, которую можем себе дать.

  Вы все еще боитесь расстаться со своими убеждениями?

  Выберите любое свое убеждение и распишите: что оно вам дает, и какую цену вы за него платите. И сделайте осознанный выбор – стоит ли за него держаться.

С уважением,
Татьяна Ушакова.

  При использовании статьи или ее части, обязательна действующая ссылка на источник http://o-vni2.blogspot.com/2011/11/blog-post_30.html

  У вас есть возможность исследовать свои убеждения, чтобы предотвратить страдания: дистанционный курс «Развитие осознанного внимания» (http://o-vni3.blogspot.com/2010/11/1.html).




Почитать еще

Такое сладкое слово "свобода". Часть 1.
Страх или развитие? Часть 1.




21 ноября 2011 г.

Как работать с убеждениями

  Каждое наше убеждение имеет награду и цену. Что это значит? Когда мы находим подтверждение своему убеждению, мы испытываем положительные эмоции, если наше убеждение не подтверждается, мы испытываем негативные эмоции.

  Давайте рассмотрим это на примере.

  Предположим, у нас есть убеждение, что добро должно вознаграждаться добром. Мы совершаем какой-то хороший (по нашему мнению) поступок и получаем за него благодарность. Например, мы помогли материально какому-то знакомому. Этот знакомый отблагодарил нас и словом и своим вниманием. Нам это очень приятно, мы довольны своим образом великодушного человека, наше представление о себе, как о добром человеке и самооценка выросла.

  А теперь представьте себе, что наш знакомый принял материальную помощь, как должное и не выказал нам своего расположения. Что мы при этом будем чувствовать? Скорее всего, возникнет ощущение, что нас просто использовали или, как сейчас говорят, «поимели». Может появиться злость, разочарование в человеке, мы начнем упрекать себя, в своей мягкотелости и примем решение, что больше никогда не будем помогать этому человеку, раз он такой неблагодарный.

  Что произошло на самом деле? Наше убеждение не подтвердилось, и мы испытали негативные эмоции.

  Наши убеждения имеют определенную долю ожидания – как должно быть. И если ожидания не оправдываются, то страдание неизбежно, и мы платим цену в виде страдания за свое убеждение. Если наши ожидания оправдываются, то мы получаем награду в виде положительных эмоций, в поднятии своей самооценки.

  Более подробно о цене за убеждение можно почитать в моей статье «Назови свое убеждение, и я скажу, где ты испытаешь страдание!» (http://o-vni2.blogspot.com/2010/08/blog-post.html)

  С наградой и ценой убеждений разобрались, теперь давайте посмотрим, что же делать, если мы вошли в конфликт с нашим убеждением.

  В идеале освободиться от навязанных убеждений, научиться принимать мир таким, каков он есть, и позволить другим действовать и жить так, как им хочется. Но это очень сложная работа над собой, и чтобы ее выполнить, мы должны иметь страсть освободиться от страданий в своей жизни вообще. Но все ли к этому готовы?

  Отказаться от своих убеждений тяжело, так как награда, которую мы получаем, очень ценна для нас. Но тогда мы должны быть готовы к тому, что и цену за убеждение иногда нам придется платить, а значит, все время находиться в состоянии маятника и зависимости от своих убеждений.

  Если у вас не стоит целью исследовать и разобраться со своими убеждениями, а есть только желание выровнять свое состояние или заменить одно убеждение другим, то вы можете воспользоваться вариантами работы с убеждениями, которые будут приведены ниже.

  Первый вариант – ослабление убеждения.

  Любое убеждение дает нам ограничение, об этом я уже писала в статье «Где и когда мы теряем право на жизнь». (http://o-vni2.blogspot.com/2010/01/blog-post_25.html)

  Там же приведено упражнение, которое поможет ослабить убеждение.

  Второй вариант – замена одного убеждения на другое.

  Проблемы этот вариант не решает, так как за новое убеждение нам все равно придется заплатить разочарованием или страданием, но конкретную проблему решить поможет. Особенно если ваше убеждение ограничивает ваши действия.

  Для того чтобы мы могли воспользоваться этим вариантом, давайте посмотрим, как создается убеждение.

  Многие из нас в детстве слышали от родителей такую фразу: «За что не возьмется, все сломает!» Когда родители произносили подобную фразу, они сознательно не желали зла своему ребенку, просто таким образом выражали свое недовольство тому, что ребенок не соответствует их представлениям. Но именно эта фраза или подобная ей закладывает в ребенка убеждение, что он «ни на что не способен».

  Сначала ребенку об этом говорят его родители. Потом, когда у ребенка что-то не получается, он сам начинает верить в то, что он ни на что не способен, и получать этому постоянные подтверждения, фиксируя свое внимание на случаях, когда у него действительно что-то не получилось. В тех случаях, когда у ребенка что-то получалось, он будет считать их случайностями и не уделять им должного внимания.

  Со временем ребенок вырастет, но привычка подмечать и фиксировать свое внимание на том, что он неудачник, у него останется. Для такого человека любое новое дело всегда будет вызывать страх неудачи, поэтому он будет избегать всего, где нужно будет предпринимать какое-то действие. В данном случае это цена нашего убеждения-ограничения.

  Освободиться от подобного убеждения не просто, а заменить его на другое – возможно.

  Что для этого необходимо сделать?

  Первое – найти свое убеждение, которое мешает нам получить то, что мы хотим.

  Если вы в течение хотя бы дня пронаблюдаете за своими мыслями, то вы заметите свои автоматические ограничивающие мысли. Это и есть ваши убеждения. Выберите из этих мыслей (убеждений) то, работа с которыми для вас сейчас наиболее актуальна.

  Второе – сформулируйте новое убеждение, которым бы вы хотели заменить предыдущее. Нет ничего страшенного, если вы пока не верите в него. На данном этапе нам необходимо только сформулировать новое убеждение.

  Третье – напишите все плюсы (награду), которые принесет вам новое убеждение.

  Четвертое – отмечайте (а лучше записывайте вечером) все случаи в течение дня, когда «срабатывало» новое убеждение.

  Если вы будете внимательны, то вы заметите, что ваше прежние убеждение «срабатывает» не всегда. Просто вы акцентировали свое внимание на случаях, когда оно «срабатывало», и не обращали внимания на случаи, когда оно «не срабатывало». Так вот ваша задача переключить свое внимание на случаи, которые опровергают старое убеждение и подтверждают новое.

  Пятое – заручитесь поддержкой.

  Это очень важно. Если вы находитесь в той среде, которая разделяет ваше прежнее убеждение, то вырваться из порочного круга будет сложно. Поэтому обязательно найдите кого-то, кто поможет вам утвердиться в своем новом убеждении, кто будет помогать вам фиксировать ваше внимание на результатах нового убеждения.

  Шестое – начинайте действовать в соответствии с вашими новыми убеждениями. Через какое-то время вы увидите, что прежнее убеждение уже не имеет над вами власти.

  Но хочу сразу оговориться, если ваше новое убеждение начнет «зашкаливать» и вы начнете испытывать негативные эмоции, когда ваше убеждение не подтверждается, то обратитесь к первому варианту – ослаблению убеждения.

  Еще раз хочу обратить ваше внимание: ослабление или смена убеждения – это временная мера, освободив от одних страданий, она приводит к другим. Вы просто меняете одну сторону деятельности на другую. На какое-то время это может вам помочь, особенно, если у вас низкая самооценка, но от страданий полностью не освободит.

  Чтобы освободиться от страданий, необходимо освободиться от власти навязанных нам убеждений и осознанно, при необходимости, выбирать свои убеждения, помня об их цене.

  С уважением,
Татьяна Ушакова.

  При использовании статьи или ее части, обязательна действующая ссылка на источник



  У вас есть возможность исследовать свои убеждения, чтобы предотвратить страдания: дистанционный курс «Развитие осознанного внимания». Если Вас заинтересовала такая возможность, ознакомьтесь с темами курса на странице http://o-vni3.blogspot.com/2010/11/1.html и отправляйте свою заявку. Работа на курсе начнется по мере набора группы.

  Так же Вы можете отправить предварительную заявку на дистанционный курс «Хозяин своего настроения». Информацию о нем и отзывы можете посмотреть по ссылке http://o-vni3.blogspot.com/2011/09/blog-post.html.



Почитать еще





Copyright © 2010 Ошибки мышления или беседы для осознания - Авторский блог Татьяны Ушаковой.
Перепечатка материалов допускается только при наличии ссылки на источник: www.o-vni.ru

Powered by Blogger