10 сентября 2012 г.

Эмоции – как регулятор понимания себя и своего поведения.

  О том, что эмоции и чувства помогают понять себя, написано много и эта статья тоже не будет исключением, но мне в своей публикации хотелось остановиться на связи чувств с восприятием и с проблемами, которые возникают при знакомстве со своими чувствами и как справляться с этими проблемами, если вы решили познакомиться с собой.


  В предыдущей статье «Что необходимо знать о восприятии, чтобы научиться управлять им» (http://o-vni2.blogspot.com/2012/09/blog-post.html) мы отметили, что наше восприятие и поведение зависит от тех эмоций и чувств, которые мы испытываем.

  Не секрет, что наши эмоции и чувства являются реакцией на какие-то изменения во внутреннем или внешнем мире. Причем эмоция – это мгновенная реакция на раздражитель, а чувство – это состояние, продленное во времени, запущенное нашим мышлением. Об этом более подробно можно почитать в серии статей «Эмоции и чувства» на моем блоге. Те чувства, которые мы будем переживать, сформируют наше восприятие этих событий, а восприятие будет регулировать наше поведение при взаимодействии.

  Например, мы встречаем человека, с которым у нас было связано какое-то неприятное событие (изменение во внешнем мире). У нас может возникнуть, например, эмоция страха или эмоция раздражения. В зависимости от возникшей эмоции, мы запустим мыслительный процесс и либо постараемся избежать взаимодействия с этим человеком либо будем взаимодействовать, но агрессивно. Если же мы ощущаем зависимость от этого человека, то наши действия будут направлены на то, чтобы угодить ему. Не имея опыта наблюдения за собой и своими чувствами и эмоциями, мы чаще всего не осознаем связь между переживаемыми чувствами и поведением и поэтому не связываем одно с другим. Но на приведенных примерах видно, что переживаемое чувство определяет характер нашего поведения.

  Поведение – это вербальное отображение нашего восприятия. Но кроме вербальной информации мы передаем партнеру информацию о своем эмоциональном состоянии и своем отношении к нему не вербально. Эта информация считывается без участия сознания и вызывает ответную реакцию.

  На занятиях группы по развитию осознанного внимания я проводила игру «Хороший сосед». Смысл игры в том, чтобы отследить свои реакции на реплики партнера и его эмоциональное состояние. Даже если один участник говорит доброжелательным тоном, но у него присутствует убеждение, что его территорию нарушили, он не вербально передает свое состояние. Второй участник считывает его, и выдает реакцию, не на слова, а именно на эмоциональное состояние. Создается непонимание, вроде бы человек говорит спокойно, а вызывает агрессивную реакцию. И, наоборот, слова, сказанные не в доброжелательном тоне, но с внутренним принятием партнера, не позволяют взаимодействие вывести на конфликт.

  Еще один пример из нашей повседневной жизни. Женщина, испытывающая чувство ревности, но не осознающая, отрицающая или маскирующая это чувство, будет строить свое поведение и свое отношение на недоверии и контроле партнера. На что партнер сознательно или не сознательно начнет скрывать информацию, которая может быть истолкована как обман, еще больше ввергая женщину в состояние недоверия и контроля. В тоге женщина сама запускает своим чувством разлад в отношениях.

  Но всего этого можно избежать, если понимать, что важным звеном взаимодействия является осознание своих чувств и эмоций.

  Что нам дает осознание своих чувств и эмоций? Самое главное – это понимание себя, понимание того, что происходит с нами. Следствие понимания себя – это формирование у нас чувства уверенности в себе. А следствие сформированного чувства уверенности в себе – это ощущение себя более свободным при взаимодействии.

  А кто из нас не хочет быть уверенным и свободным при взаимодействии?

  А теперь задумайтесь, как часто вы сталкиваетесь с тем, что не понимаете, что с вами происходит? С тем, что вы не знаете, чего хотите?

  Часто? Вы не поверите, но всего лишь фиксируя свои чувства и эмоции, мы можем понять свое состояние здесь и сейчас. И уже из понимания своего состояния совершать намного меньше ошибочных действий.

  Осознание, а не игнорирование или «задавливание» своих отрицательных чувств и эмоций дает нам возможность находить правильный для нас выход из ситуации. Ведь мы сможем испытываемые отрицательные эмоции воспринимать, как предупредительный сигнал о том, что в наших отношениях с конкретным человеком или в отношениях с миром что-то не так. И благодаря этим эмоциям мы можем выйти на то, что нас не удовлетворяет и подумать, что мы можем сделать: изменить ситуацию или изменить к ней отношение. Но все это возможно только после знакомства со своими эмоциями и чувствами.


Зарисовка:

Я слышу, читаю, вижу как у кого-то из моих знакомых всё хорошо и замечательно в какой-либо области жизни, где у меня сдвигов в плюс даже не намечается.
Зависть... Неприятные ощущения. «А как же я? Почему такого у меня нет? Я же тоже так хочу!»...
Из вариантов реагирования, наверно самый приемлемый сесть и разобраться, ЧТО конкретно хочу Я, почему я обратила внимание на этих людей? И возможно прикинуть, как этого достичь, начиная с вопроса, «а что я могу сделать прямо сейчас?».

  По началу, когда мы начинаем знакомиться с собой через узнавание чувств и эмоций, которые мы ощущаем, мы столкнемся с несколькими проблемами. А именно:


  Проблема 1.
  Не получается отследить возникновение эмоций и чувств и замечаем их только тогда, когда они уже овладели нами и какой-то нежелательный поступок уже совершен.

  Решение:
  Приучить себя задавать себе вопрос: «Что я сейчас чувствую?» и давать на него ответ. Выработав этот навык, мы сможем замечать свои эмоции и чувства до того, как они овладели нами.


  Проблема 2.
  Неверное толкование своих чувств и эмоций.
  Пока у нас нет опыта понимания того, что происходит с нами, мы будем видеть не причину, а следствие своих чувств. Например, сын не выполнил обещание, мать почувствовала обиду на то, что сын не внимателен к ней, но считает, что испытывает раздражение от того, что обещание не выполнено. Вместо чувства «обида» выбирается чувство «раздражение».

  Решение:
  Называйте все чувства, которые испытываете, задавая себе вопрос: «Что я еще чувствую?». Например: «Сейчас я испытываю злость, обиду и раздражение».


  Проблема 3.
  Неверная интерпретация причины, которая вызвала в нас эмоцию. Из примера выше: мы можем считать, что наше раздражение вызвано недостойным поведением сына, хотя в действительности оно вызвано тем, что у матери есть определенные ожидания в отношении к ней сына: сын должен любить, заботиться и быть внимательным к своей матери.

  Решение:
  Причин для негативных чувств не так и много, много следствий. Находите то, что скрывается за каждым чувством или эмоцией – какое убеждение, какое ожидание, какое требование, задавая себе вопрос: «Какие мысли запустили это чувство?» Например, какие мысли запустили злость? Какие – обиду? Какие – раздражение? Со временем вы научитесь видеть причину, которая вызвала негативное чувство.


  Проблема 4.
  Отсутствие осознания прямой связи между возникшей эмоцией, образовавшимся чувством и поступком.

  Решение:
  Осознание придет с опытом наблюдения за своими чувствами и эмоциями и теми последствиями, к которым приводят проявления этих чувств и эмоций. Поэтому решение одно – наблюдение за тем, что я делаю, и какой результат при этом получаю.

  Проблемы есть и, к сожалению, не все мы можем решить их одномоментно. Но чем сильнее у нас будет желание узнать себя, тем быстрее мы преодолеем эти проблемы.

  Вы можете прямо сейчас назвать то чувство, которое вы испытываете? Поначалу это всегда очень сложно сделать, но если взять за практику – перед любым своим действием обозначать свое состояние (называть испытываемые чувства и эмоции, особенно если они негативные), вы сможете снять накал переживания и совершить более эффективное действие. Попробуйте!

  Есть одно важное условие: при назывании того, что мы переживаем, наша задача говорить не о том, кто нас спровоцировал на то или иное чувство (он разозлил меня, он обидел меня и т.п.), а обозначить именно то, что мы сами переживаем (сейчас я чувствую злость, сейчас я чувствую обиду и т.п.).

  Признаться себе в тех чувствах, которые мы испытываем – это первый шаг в управлении собой.

  Второй шаг – научиться управлять своими чувствами. Что подразумевает под собой управление чувствами? Это их осознание и контроль за формой проявления.

  Есть разница между «признаться себе в своих чувствах» и «осознать их». И эта разница заключается в том, что когда мы осознаем свои чувства, мы способны их правильно выразить и учитывать в своих дальнейших действиях. Только на таком уровне у нас появляется возможность контролировать их форму проявления.

  Как это происходит.

  Произошло какое-то, например, внешнее изменение, которое вызвало у нас эмоцию и породило чувство (факт).

  Мы отследили свое состояние и задаем себе вопрос: «Что я сейчас чувствую?». Назвали чувство.

  Для того чтобы осознать это чувство, нам необходимо увидеть, какие мысли запустили это чувство.

  Далее мы спрашиваем себя: мне действительно эти чувства помогут решить проблему?

  Если вы осознаете, что переживаемые чувства не решают проблемы, тогда уже задаетесь вопросом «Что делать?».

  У вас есть три варианта поведения: подавить чувство, выразить агрессивно или выразить его конструктивно.

  В зависимости от того, какой результат вы хотите получить, выбираете свой вариант поведения.

  Если ваши отношения предполагают дальнейшее продолжение, лучше всего избегать первого и второго варианта поведения. Так как последствия первого варианта – сдерживания эмоций и чувств – это всегда взрыв через какое-то время. Последствия второго варианта – агрессивное выражение – это приглашение к борьбе.

  Третий же вариант ведет к конструктивному диалогу и помогает решить возникшую проблему.

  А как выразить конструктивно свои чувства, мы поговорим в следующей статье.

  В статье использована зарисовка из дистанционного курса «Развитие осознанного внимания».

С уважением.
Татьяна Ушакова.

  При использовании статьи или ее части, обязательна действующая ссылка на источник http://o-vni2.blogspot.com/2012/09/blog-post_10.html.



Почитать еще





3 сентября 2012 г.

Что необходимо знать о восприятии, чтобы научиться управлять им.

  В предыдущей статье мы обратились к термину «восприятие» и увидели, что от нашего восприятия зависит наша жизненная энергия. В данной статье мы разберемся:
что влияет на наше восприятие и рассмотрим основные способы изменения восприятия.


  Что влияет на наше восприятие и к чему это приводит.


  1. На восприятие влияет выборка информации.

  Если внимательно пронаблюдать за тем, как мы воспринимаем какое-то событие или человека, мы можем заметить, что из всего потока информации, мы обращаем внимание только на малую (понятную) ее часть и на основе этой малой части создаем свою субъективную картину события или образ человека.


26 августа 2012 г.

На что мы тратим свою жизненную энергию?

  А вот действительно, на что? На что направлено наше внимание? На что нацелены наши поступки? И от чего зависит это направление?

  Для того чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к термину «восприятие».

  Восприятие - психический процесс формирования образа предметов и явлений внешнего мира (Психологос


  Восприятие, перцепция (от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. (ВикипедиЯ)

  Другими словами можно сказать, что восприятие – это сугубо субъективное творчество, которое и определяет дальнейшее поведение человека – на что он будет тратить свою жизненную энергию.

  Очень интересно пронаблюдать поведение разных людей, сфокусировавших свое внимание на разных аспектах в одной и той же ситуации.


  Например, есть факт (объективная реальность): сломался входной замок. Вся семья этот факт наблюдает, но в зависимости от того, как этот факт воспримет каждый член семьи, такое внутреннее состояние себе и создаст, туда и направит свою жизненную энергию.

  Муж, например, воспринимает это как факт, учтет недостатки сломанного замка, пойдет в магазин и купит новый, но уже на основе опыта. Жизненная энергия идет на действие.

  Жена, например, посмотрит на эту ситуацию как «вечно у нас что-то случается!» и начнет искать виноватого. Жизненная энергия расходуется на негативное переживание.

  Теща, например, воспримет это как знак, что ей нужно отложить запланированные дела и остаться дома. Жизненная энергия идет на постоянные поиски «подсказок» от жизни, а другими словами, перекладывание ответственности за свои действия на случай и т.д.

  Из примера видно, что восприятие – это активный процесс. Если мы начинаем в каждой ситуации выискивать что-то, что нам не нравится, тем самым обеспечим себе стабильное состояние неудовлетворенности. Если мы отнесемся к ситуации как к факту и задумаемся, чему нас учит данная ситуация, мы будем развивать в себе ответственность. Поиски же положительного в ситуации могут открыть перед нами новые возможности или увести от реальности.

  Восприятием можно и нужно управлять, но необходимо помнить, что все, на что мы обращаем внимание, начинает увеличиваться, поэтому обращаться с восприятием необходимо очень осторожно. Ищем плохое – будем только его и видеть и пройдем мимо того светлого и хорошего, что не попадает в поле нашего зрения. Занимаясь поисками только хорошего (положительного), мы можем не увидеть опасности, которые нас подстерегают. Неумение или нежелание видеть факты заводит нас в фрагментарное восприятие информации.

  Напрашивается вывод: необходимо не останавливаться на одной из сторон ситуации, а учится видеть одновременно и хорошее и, так называемое, плохое, делать выводы и двигаться дальше.

  На Втором модуле дистанционного курса «Развитие осознанного внимания», который посвящен эффективной реализации в социуме, группе было дано задание отследить на что они тратят свою жизненную энергию. Результаты работы после выполненного задания предлагаю вашему вниманию.


Зарисовка 1.
Последнюю неделю постоянно чувствую себя чем-нибудь недовольной. Скатываюсь в старые привычки реагирования и существование жизни. Такое ощущение, что ребенок внутри меня раскапризничался и сидит букой, надув щеки, стараясь что-то доказать мне и делая все наперекор. Вот сейчас выполняя это задание, я поняла, что сама себе не даю радоваться жизни. Ведь так много поводов: детки (их любовь ко мне, их умение радоваться жизни и неподдельные эмоции), муж, который несмотря на мою отстраненность и отторжение его, любит меня и дорожит нашими отношениями, сестра, которая всегда меня поддерживает и спасает, когда я «тону», мои родители, мои подруги и друзья, мой фотоаппарат (которым я уже сделала много классных снимков), курсы по визажу и, в конце концов, прекрасные белые пионы на моем столе и солнце за окном!!! Я люблю тебя жизнь :) Ведь все прекрасно на самом деле.
Пишу и чувствую как зарождается радость где-то внутри. Поняла!!!! Когда чувствую, что скатываюсь в свое недовольство, нужно оглянуться и самой себе перечислить все то, что у меня в жизни есть хорошего, чему я прямо сейчас могу обрадоваться! Раньше так помогала сестра, но я поняла, что и сама могу себе так помогать :)
Выводы: мы сами себя наполняем энергией. Все зависит от того, что я выбираю в данный момент: страдать или радоваться жизни. Мне лично нужно до автоматизма довести умение переключаться с негатива на позитивные моменты жизни. Я уже научилась говорить себе стоп, и дальше буду двигаться в этом направлении. Все в моих руках! 
==========

Зарисовка 2.
Все мои «поглотители» энергии - это мои собственные тараканы. Поэтому на вопрос «что сделать, чтобы их стало меньше?» у меня пока один ответ: не зацикливаться на них. Когда я писала вывод по этому заданию, я поняла одну очень важную вещь: от меня зависит - будет уходить от меня энергия или, наоборот, я буду наполняться ей. Ведь по сути каждый мой день похож на предыдущий. Но в один день я бодра и весела, а в другой обозленная и недовольная собой и всем Миром. И в те дни, когда я недовольная, я на дне я просто зацикливаюсь на чем-то плохом, причем еще «раздуваю из мухи слона».
Поэтому, чтобы во мне и в моей жизни было больше энергии мне нужно:
- помнить о том, что в моей жизни есть хорошего, прям перечислять для себя (я вчера сама удивилась как вытащила себя из негатива :));
- видеть, что хорошего происходит вокруг;
- если чувствую, что негатив накатывает, то можно включить любимую музыку послушать или даже потанцевать под нее, где-нибудь навести порядок, позвонить подруге, поиграть с детьми, выехать на природу, если есть возможность. В общем, сделать для себя что-то приятное, чтобы себя поддержать, настроить на позитивный лад;
- выговориться (подруге или на бумаге :));
- выйдя в нейтральное состояние посмотреть на ситуацию целостно.
==========

Зарисовка 3.
— Думаю, что высасывание энергии происходит больше, чем наполнение ею. Наверное это получается от того, что большую часть жизни мы проводим на работе и в очередях (магазины, поликлиники, автозаправки и т.д.)
Но на самом деле, всё-таки не в этом дело. Как мы относимся к своей жизни, вот в чём главная причина. Мы расходуем дни, недели, месяцы, мы ведём себя так, как будто будем жить вечно. Мало того, мы ещё тратим время на уныние, печаль. Ссоры. И самое главное, что мы не делаем выводы и ничему не учимся. Причём, ни на чужих ни на своих ошибках. А потом мы неправильно воспитываем своих детей, и они живут так же, всё время чего-то ожидая. Страшные выводы. Вот он где конец света, в наших головах, в нашем отношении к жизни. В нашей неосознанности.
Вот сегодня в парикмахерской, разговорились с мастером. Я спрашиваю:
-А почему Вы так печальны?
- Так забот-то сколько, и всё надо успеть и как-то разрешить.
Вот сейчас, мастер сделал замечательную стрижку мне. Я ей очень благодарна. Говорю много приятных слов, а она не наполняется энергией, потому что вся в своих мыслях.
Я говорю:
-У вас шикарная улыбка, с такой улыбкой нужно быть счастливой.
-Да какой там счастливой, (машет она рукой).
Вот крохотная сценка из жизни, а как показательна.

— Отличный вывод, здорово, что ты это увидела! Это пока только понимание или все-таки осознание?
Для справки:
Понимание: понимаю, но делаю как всегда.
Осознание: все меняется в моем поведении.

— Я осознала, вот только, как не скатываться? Всё тот же вопрос.

— Быть внимательным и помнить – это самое сложное, но необходимое для осознанной жизни. Что делать? Периодически вспоминать этот разговор, который ты привела, взять его за основу. И делать что-то, чтобы были изменения. Например, наблюдать за своим выражением лица. Можно начинать с того, что наблюдаешь за другими, за их выражениями и сразу напоминаешь себе - а какое у меня сейчас?
==========

Зарисовка 4.
Выполнение задания наполнило меня энергией, такое ощущения, что пока писала, прожила все это. Осознала, когда написала, что радости в Жизни, легкости мне и не хватает. Оказывается удовольствия и удовлетворение разные вещи))) Спасибо Татьяна за такое хорошее задание!
==========

Зарисовка 5.
Жизненной силы у меня действительно стало больше, после прохождения Первого модуля курса, а выполнение заданий Второго модуля придает мне еще их больше, особенно понимая что я это делаю для себя в первую очередь. Еще я заметила, что раньше порой приходилось изображать эту жизненную силу, а теперь она как то сама проявляется. Хотя и у меня бывают «перерывчики». Правда за эти три месяца у меня ни разу не было обычной «трехдневной депрессии» раз в месяц, когда я просто тупо лежала и смотрела телевизор. Вот это меня очень радует. Как будто планочку какую то подставили моему жизненному тонусу, и ниже определенного уровня ему не дают опуститься.
==========

Зарисовка 6.
Участница 1:
Я не чувствую удовлетворенности в жизни, ничего почти для этого не делаю и ничего не получаю. Не умею веселиться, я знаю, наверно, что меня порадует, но редко когда бываю по-настоящему довольна. Выбираю серую унылость. Сейчас думаю, что много бывает в жизни событий, но я от них закрываюсь, что ли, или требования имею завышенные, только редко остаюсь удовлетворенной.

Татьяна:
Понаблюдай за своими мыслями – какие приводят к тому, что ты остаешься неудовлетворенной.

Участница 1:
Когда в следующий раз соберусь куда-нибудь с друзьями, я отслежу свои мысли. Сейчас только одно предположение - мои ожидания не совпадают с реальностью. То, что другие люди описывают как классная вечеринка, для меня - скучно и не понятно. А как мне самой интересно и ярко, я выяснить до сих пор не потрудилась. Буду выяснять

Участница 2:
У меня раньше тоже так было. Я все ждала чего-то сверхъестественного на встречах с друзьями и вечеринках. И мне было ужасно скучно и все напрягало. А потом поняла, что я жду, что другие меня развеселят, они меня заинтересуют, в общем, они для меня и за меня... А на самом деле от меня самой зависит, весело мне будет или скучно. Расслабилась и теперь встречи с друзьями доставляют удовольствие :)))
==========

  А на что вы тратите свою жизненную энергию? Умеете ли вы видеть ситуацию целостно, и так называемый негатив и позитив одновременно, тем самым создавая себе пространство для движения?

  Попробуйте в течение дня отследить – как вы воспринимаете ту или иную информацию.

С уважением,
Татьяна Ушакова.

При использовании статьи или ее части, обязательна действующая ссылка на источник http://o-vni2.blogspot.ru/2012/08/blog-post.html 

  Вам интересно научиться управлять своим восприятием и выйти на более качественный жизненный уровень? Если вы сказали «да», то авторский дистанционный практический курс «Развитие осознанного внимания» именно для вас!

  Самое главное отличие этого курса от подобных – вы не просто будете получать знания – как и что необходимо делать и менять, вы будете здесь и сейчас применять эти знания, используя ваши жизненные ситуации. Тем самым получая новый опыт эффективного взаимодействия, улучшая ваши отношения с близкими, на работе и самими собой.

  Если вы готовы не просто говорить о том, что хотите что-то поменять в своей жизни, а на деле разобраться с тем, что не дает вам получить желаемое, попробовать новый опыт взаимодействия, то подробнее знакомьтесь с информацией о курсе по ссылке >>>>> и отправляйте свои заявки на участие по адресу o-vni@yandex.ru.



Почитать еще





11 июля 2012 г.

Близкие для нас люди…

  А насколько они близкие? Что мы о них знаем? Что это за люди? Какой у них характер? Каковы их интересы? О чем они думают? Что чувствуют? На каких убеждениях и интерпретациях основано поведение?

  Вот что интересно: начиная искать ответы на эти вопросы, мы в основном опираемся не на фактическую информацию, а на свои стереотипы восприятия, мнения, оценки, убеждения. Именно поэтому в своих суждениях о других людях мы не так объективны.

  Но не все мы готовы признаться себе, что наше мнение о других может оказаться ошибочным и предвзятым. Наоборот, чтобы чувствовать себя правыми, мы будем стараться находить подтверждение своим «догадкам», обращая внимание только на то, что хотим видеть и слышать.

  Не имея достаточной информации о человеке, вместо того, чтобы расспросить его, узнать от него что-то, мы додумываем, используя свой личный опыт, свои знания и представления. И иногда объясняем свои «додумки» тем, что говорим, что это мы чувствуем интуитивно.

— Почему вы решили, что я такая?
— Я чувствую это.
— Вы чувствуете то, что хотите чувствовать и это ваше желание видеть меня такой.

  В итоге мы общаемся не с реальным человеком, а со своим представлением о нем. Придумываем объяснение его поступкам и считаем это объяснение единственно верным. Загоняем человека в какое-то свое представление о нем и ожидаем от него соответствия этому представлению.

  Вы когда-нибудь задумывались, чем это вызвано? Нашей потребностью в безопасности, в желании контакта и общения с людьми, от которых мы знаем, что ожидать. Очень удобно и безопасно, когда рядом с нами люди предсказуемы, а значит, понятные для нас. Поэтому мы придумываем для себя близким нам людей (да и не близких тоже), а в итоге ничего не знаем о них.

  Если человек своим поведением не оправдывает наше представление о нем (причем не важно – положительное или отрицательное это представление), мы испытываем боль. Потому что все то, что не понятно нам, вызывает у нас сопротивление и враждебность, которые и приводят к недоразумениям и конфликтам.

  Для наглядности – зарисовки из курса «Развитие осознанного внимания»:


Зарисовка 1.


Участница 1:
  Общение с людьми. Больная и сложная тема, раз я к ней все время возвращаюсь.
  С одной стороны, я похоже боюсь близко общаться с людьми, т. к. они могут причинить боль. А с другой стороны мне люди не интересны, я привыкла к тому, что люди - это жуткая серая тупая масса. Много лет наблюдая людей в экстремальных условиях (больница, поликлиника), привыкла, что большинство проявляют свои худшие качества. После чего разочаровалась окончательно. Людей, у которых широкие взгляды, житейская мудрость, терпимость, т.е. самореализовавшихся людей, самодостаточных, днем с огнем не найдешь. Там где я работала, с большинством коллег поговорить было не о чем, кроме сплетен, еды, денег.

Участница 2:
  Мне кажется, что люди это не «жутко серая тупая масса». У меня достаточно широкий круг знакомых и каждый человек по-своему интересен. Кто-то пытается найти смысл жизни, изучает различные духовные практики, а кто-то просто живет каждый день, не ставя перед собой глобальных целей. Но каждый человек интересен! Кто-то обладает житейской мудростью, у кого-то широкие взгляды, а кто-то просто любит путешествовать. Другие люди - это ИНТЕРЕСНО!. Только не надо искать 5 в 1. У каждого свое :)

  Еще я верю, что никто намеренно не хочет причинить боль. Что люди - мы (я и ты в том числе) не такие коварные, не сидим и не думаем: «Ага, вот сейчас пойду гулять и вот этого толкну, того обзову обидно, а еще той продавщице нагрублю посильнее» :))) Ну в общем, все так как мы это воспринимаем. Ты же хороший человек ;)

Участница 1:
  Эх. Права, ты, во всем права. И умом-то я с тобой согласна. Ну так это всего только умом(. А внутри у меня совсем другие ощущения. Вот с ними мне и предстоит разбираться. И опираться я буду на то, о чем говорила Татьяна. Что, скорее всего я имею дело только с МАСКАМИ людей. Опять же зачем они надевали такие жуткие маски? Так, стоп-стоп. Не стоит углубляться в эту тему)). Буду просто жить).

  Никто НАМЕРЕННО не хочет причинить боль. И почти все не задумываясь это делают. Это для того, что бы почувствовать себя лучше других и понять что ты в порядке. Это обычно, к сожалению.

  А насчет хорошего человека.... Я человек - поэтому я разная, когда хорошая - когда не очень. И прекрасно это осознаю, не стремлюсь быть всегда и для всех хорошей. Я разрешила себе просто быть...

Участница 2:
  Я хотела сказать, это мое мнение, что не люди надевают маски, ты видишь именно то, что готова увидеть. Вот.

  Больше не буду об этом писать, а то меня занесет в доказывание своей точки зрения :) На самом деле у нас у каждого свой опыт.

Участница 1:
  Спасибо, это отличная мысль, что вижу я только то, что хочу увидеть. Я как то подзабыла её. Теперь буду себе напоминать)).

  И мне очень понравилось про 5 в 1, действительно совсем новый взгляд для меня с моим максимализмом, спасибо)))!!


Зарисовка 2.

Участница:
  Мой муж требует постоянной благодарности. Надо - его девиз по жизни. Исключение из правил бывают только для меня иногда.

Татьяна:
  Поэкспериментируй, попробуй его за все благодарить, без требования, сама (это его неудовлетворенная потребность). Хотя бы на выходные. Напиши о своем опыте.

Участница:
  Поэкспериментирую, конечно. Хотя мне честно говоря будет противно, т.к. я считаю что если ты делаешь что-то, то потому что сама этого хочешь, фактически ты делаешь это для себя, потому что ты так решила и это уже и есть награда. Делать что-то, рассчитывая на благодарность просто верх идиотизма.

Татьяна:
  Он же делает не из состояния «хочу», а из состояния «надо», поэтому и требуется благодарность за усилия, которые он прилагает. Но ты просто попробуй.

Участница:
  О, здорово, я как то и не подумала о том, что действует из надо, а не из хочу))) Попробую теперь уже с удовольствием) Спасибо, Татьяна.


Зарисовка 3:

  Интересное наблюдение:
  Вчера нужно было выкинуть старую стиральную машину. Расставалась как со старым другом. Понимаю, что уже не удовлетворяет потребностей, но служила верой и правдой. Вот так и с людьми, всегда трудно расставаться с тем, что считаю своим, что уже не удовлетворяет потребностей и не приносит ни комфорта, ни радости. По принципу, пусть будет.

  Но иногда бываю жесткой и безжалостной, могу прекратить любое общение, если считаю, что меня предали или поступили со мной не в соответствии с моими принципами.


Зарисовка 4:

Участница:
  Увидела, что осуждаю категоричность в людях, а сама очень даже категорична. Имею на все свое мнение, свою правду.

  Когда писала о сыне, что больше всего расстроила, поняла, что многого про него не знаю. Да наши отношения открытые, но не глубокие. И пустит ли он меня сейчас, не знаю. Короче получился нонсенс: меня окружает множество людей, самые близкие из которых в основном для меня «непрочитанная» книга. Т.е. отношения с ними у меня не близкие как хотелось бы, а поверхностные.

  Короче подзапуталась я((( Буду решать что мне с этим делать. Это требует огромного внимания и без этого все мои поиски себя найдут только себя, а внешний мир окажется в стороне. Грустно стало.

Татьяна:
  Да, осознанное внимание – это не только когда знакомишься с собой, но и когда знакомишься с окружающим тебя миром. Окружающий тебя мир – это твое продолжение.

Участница:
  Да, Татьяна! Было понимание этого, а теперь осознание пришло. И страшно и интересно, черт возьми)))


Зарисовка 5:

Участница:
  Потрясающе! Оказывается, нужно просто задавать вопросы, интересоваться, самое главное после разговора с подругой у меня как фонтан энергии открылся. И я ей в свою очередь, откровенностью на откровенность, сказала, что когда она рассказывает мне про свою семью, про то как они отдыхают и гуляют, проводят вместе время, я испытывала зависть, потому, что у меня такого опыта не было. И про себя некоторые вещи беру на заметку, можно попробовать. Наверное, так и рождается близость)

Татьяна:
  Так и рождается :-)

  Особенно когда не завидуешь, а именно учишься на чужом опыте (не обязательно ведь учиться на негативном). Так и происходит обмен энергиями, когда вы друг друга наполняете.

Участница:
  Вот это очень ценное замечание для меня. И правда.....
  Это я про «только негативный», что-то ты такое важное во мне зацепила)))

Татьяна:
  Мне очень нравится такая теория:

  У тебя яблоко, у меня яблоко, если мы обменяемся яблоками, то у нас все равно останется по одному яблоку. У тебя идея, у меня идея, если мы обменяемся идеями, то у каждого их будет две :-)

Участница:
  Я перефразировала: у меня опыт, у тебя опыт, если мы им обменяемся, то у каждого его будет больше чем раньше.))


Зарисовка 6:

Участница:
  Я поняла, что в данный момент меня окружают люди, (в большинстве своем), вернее те с которыми я продолжаю активно общаться, как бы это сказать....сравнение с которыми, вернее сравнение себя с их жизненными ситуациями мне придавало уверенности, что у меня еще не все так плохо. После развода, тяжелого и мучительного, когда я себя загнала в состояние прострации, самооценка была на нуле. Именно нахождение рядом с этими людьми придавало мне хоть какой–то уверенности. Помощь им в их проблемах и жизненных ситуациях, повышало мою самооценку. За этим я забывала про свое состояние, а если вспоминала, они охотно со мной это обсуждали, видимо в этот момент понимая, что и у них не так все плохо)) Мне нужно было в этот момент подтверждение моей значимости. Другого не было. Вот такой был взаимообмен.

  И только сейчас я понимаю, почему у меня наступил дискомфорт в общении с ними, почему мне трудно и у меня уходит часто (иногда нет) энергия после привычного для нас с ними общения. Общения-обсуждения проблем. А не общения-деления радостями и успехами.

Татьяна:
  Очень хорошее наблюдения. Скажи этим людям большое спасибо, что в этот момент они были рядом и придавали тебе силы. А новый вид взаимодействия разовьет в тебе умение видеть в людях то хорошее, что в них есть изначально.

Участница:
  То, что я постепенно начала ощущать свою самоценность, уверенность в себе, стало не привычным для моего круга. Да и мне уже не нужна стала ни жалость, не желание сравнивать себя с другими. Я не могу сказать, что я от этого избавилась, но точно знаю, что на пути к этому. Вот именно сегодня, когда я поняла, как радостно обмениваться положительным опытом, я приняла решение, что попытаюсь строить с ними отношения исходя из этого. Буду их лучше узнавать, и искать в них, и в их отношениях положительные черты. Мне стало очень интересно после общения с подругой, стало интересно приблизиться к ним. Чудеса!!!

  А ведь раньше у меня был огромный круг общения с успешными, уверенными в себе людьми. Но я задвинула это общение на задний план. Не могу сказать что прекратила, но общаюсь очень редко. Я кажется начинаю понимать успех личного (не делового, там понятно) общения. Близкого.

  По поводу наполнения себя энергией, у меня такой опыт: когда мне кажется, что ну ничего не наполняет меня сегодня, я мысленно пробегаюсь по всему дню. Вспоминаю даже самые маленькие удачи, и интересные наблюдения.

  Вспоминаю, что испытывала, если были хорошие чувства, вспоминаю их. И этот процесс прибавляет мне энергии.

  А если в целом, мне кажется надо сводить к минимуму те моменты которые отнимают у меня энергию, для этого нам Татьяной дано много инструментов, которые я уже активно применяю, некоторые только пробую, что-то получается, где-то пока не так хорошо как хотелось бы.)) А наполняющие меня моменты надо просто находить. Тот список, который я написала, фактически исполнился за эти три месяца которые я здесь, на курсах. Я просто наблюдала за собой. Что и дальше буду делать. И за что огромное спасибо тебе Татьяна (не устаю этого говорить).)))

=====
  Увидеть в другом светлую сторону, научиться взаимодействовать, основываясь на ней – это и труд и подарок. Качественное взаимодействие наполняет нас энергией, рождает идеи, творчество, приносит удовлетворенность. И тогда близкие для нас люди становятся по-настоящему близкими людьми.

  В статье использованы зарисовки из Второго модуля курса «Развитие осознанного внимания».

  Информацию и отзывы о Первом модуле практического дистанционного курса «Развитие осознанного внимания» вы можете посмотреть по ссылке http://o-vni3.blogspot.com/2010/11/1.html и уже сейчас подать предварительную заявку на курс.

С уважением,
Татьяна Ушакова.



При использовании статьи или ее части, обязательна действующая ссылка на источник http://o-vni2.blogspot.ru/2012/07/blog-post.html



Почитать еще

 



Copyright © 2010 Ошибки мышления или беседы для осознания - Авторский блог Татьяны Ушаковой.
Перепечатка материалов допускается только при наличии ссылки на источник: www.o-vni.ru

Powered by Blogger