2 февраля 2011 г.

«РОДНЫЕ и ЧУЖИЕ» зарисовка из дистанционного курса «Развитие осознанного внимания».

 День 1.


Татьяна:
Ты задела очень интересную тему: как мы ведем себя с родными и как мы ведем себя с чужими. Пронаблюдай свои мысли и чувства, когда ты контактируешь с начальником, и когда ты контактируешь с мамой.


Ольга:
Я и начальник.
-Мысли: Опять начинает свою длинную речь, из которой важно только 15%. Сейчас выговорится, а потом будет сам предлагать решения. Интересно, у него нет более важных дел, чем эти разговоры? И почему он не доверяет моему мнению?
-Чувства: Утомленность, недовольство, небольшое раздражение, неделание что-либо предлагать по работе – отсутствие инициативы с моей стороны.

Я и мама.
-Мысли: Мама рассуждает с позиции своего опыта, а у меня есть свой, хоть и меньший, опыт. Она на многие вещи смотрит негативно, мне не нравится это и я пытаюсь сказать, что весь вопрос в отношении к ситуации. У мамы у самой не очень удачно сложилась личная жизнь, как она может дать верные советы?! И почему она никогда не хвалит меня, не говорит о своих чувствах?
-Чувства: Чувство усталости, иногда бессилия, недовольство из-за того, что я ее часто критикую.


Татьяна:
Хорошо. А теперь проведи сравнительный анализ, что общего в этих двух наблюдениях?


Ольга:
Подозреваю, что у моей мамы возникают такие же чувства, как у меня к начальнику в отношении меня – т.е. усталость и неделание со мной делиться переживаниями, недовольство и усталость из-за того, что я ее часто критикую.


Татьяна:
Хорошее наблюдение. А теперь давай прочитаем наоборот. В диалоге начальник и ты, мама – в твоей роли. Смотри, что получилось:
(теперь это мысли мамы, примерно, конечно)
- Мысли: Пять начинает свою длинную речь, из которой важно только 15%.
Сейчас выговориться и потом будет сама предлагать решение. Интересно, у нее нет более важных дел, чем эти разговоры? И почему она не доверяет моему мнению?!
- Чувства: Утомленность, недовольство, небольшое раздражение, нежелание что-либо предлагать - отсутствие инициативы (поддержки и желания помогать) с моей стороны.

В диалоге мама и ты, начальник в твоей роли.
(теперь это мысли начальника, тоже примерно)
- Мысли: Она рассуждает с позиции своего опыта, а у меня есть свой опыт. Она на многие вещи смотрит негативно, мне не нравится это, и я пытаюсь сказать, что весь вопрос в отношении к ситуации. У нее у самой не очень удачно сложилась карьера по сравнению со мной (я же начальник), как она может дать верные советы?! И почему она никогда не хвалит меня, не говорит о своих чувствах?
- Чувства: Чувство усталости, иногда бессилия, недовольство.

Что увидела? Что почувствовала? Какие мысли пришли?


Ольга:
Почувствовала, что, наверно, начальник ждет похвалы. Он, вероятно, не доволен, что его недооценивают, и утомляется от моей пассивности, как подчиненного. У мамы, получается, убиваю инициативу, желание как-то помогать мне, быть со мной открытой.

Проследила, что если я веду себя агрессивно, то вынуждаю человека быть пассивным, недовольным, давлю на него, раздражаю его (в данном случае маму). А если наоборот, веду себя пассивно, то другому приходится быть активным и вызывать во мне негативные эмоции, усталость и т.п. (с начальником).


Сергей:
ЗдОрово Ольга! Присоединяюсь на 100%. Еще, наверно, происходит потому, что у начальника много подчиненных – ему некогда ко всем свой подход находить – вот он и говорит всем по 20 раз одно и то же. У него цель – донести свою мысль, если это учитывать, то можно легко взаимодействовать с начальником.

Я давно понял, что мой начальник за многословием скрывает свою неуверенность. А если ты ему отвечаешь активно, пусть даже и не совсем то, что он хочет услышать, то он, находя поддержку в твоих словах, становится более «управляемым», идет на уступки, прислушивается к тебе – ведь мы с ним общее дело делаем, а это главное для него и для меня.


Ольга:
Сергей, да, я согласна, многословие в этом случае происходит от неуверенности начальника, хочет удостовериться, что его слышат – это способ привлечь внимание (при этом он старается говорить эмоционально и громко). Поначалу меня это удивляло, и были мысли типа «я и так хорошо слышу». Сейчас я, как и ты, стараюсь слушать и выяснить, что именно он хочет сказать. Но иногда эмоции берут верх. А еще я задаю уточняющие вопросы, наподобие: «Я правильно поняла Вашу мысль?..» или «Вы хотите, чтобы было сделано так и так…?». Таким образом, даю понять, что случаю (для него приятно) и одновременно получаю для себя полезную информацию, исходя из его опыта. В итоге все остаются удовлетворенными и доброжелательно настроенными.

Спустя полгода моей работы тут, как мне кажется, начальник стал менее назидательно, что ли, со мной обращаться, пропала его любимая фраза «Ольга, хватит умничать».

Самое главное для меня обращать больше внимания на то, что он хочет сказать, а не реагировать на эмоциональное состояние. Я вижу, что в работе начальника достаточно ответственности, стрессов – часто отсюда и происходят эмоции, поэтому важно сохранять нормальную рабочую атмосферу.

Про маму еще думала много. Обнаружила, что иногда агрессивность у меня идет от того, что я боюсь услышать ее эмоции, чувства (она всегда их скрывала). То есть получается, что я не принимаю ее такой, какая она есть. Наверно и недовольство жизнью у нее идет от неуслышанности.


Татьяна:
Ольга, а ты вообще спрашиваешь о ее жизни, интересуешься что и как происходило, как росла в семье, как училась и т.д. Короче – проявляешь ли интерес к ней? Вообще это очень сближает, попроси рассказать о приятных моментах ее жизни, где она была в позитиве. Постарайся сама увидеть в ней другого человека.


Ольга:
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО редко спрашиваю о происходящем в ее жизни! Правда если она рассказывает, то слушаю с интересом и она радуется в эти моменты. Обычно разговор происходит по схеме: «как дела?», «как здоровье?», «чем занимаешься?».

Буду стараться проявлять активный интерес, а не ждать, когда сама расскажет. Спасибо!

Елена:
Ой, правда, правда. Я два года назад писала биографию мамы, было такое задание на одном семинаре. Я сначала расспрашивала маму, что и как было в ее жизни, потом ее чувства, потом писала, как я это вижу.

Писала достаточно долго, и за это время прямо как-то сблизилась с мамой. Иногда писала и плакала. И теперь у меня иногда отношение к ней прямо как к своему ребенку. Какое-то нежное и трогательное.


День 2.


Ольга:
Вчера разговаривала с мамой по телефону. Спрашивала у нее, в каких местах она побывала в молодости, что ей запомнилось. Мне кажется, ей было приятно рассказывать. К своему стыду я и не знала, что она была руководителем группы школьников в поездках.

Интересный разговор получился. Мне было приятно и тепло на душе, но одновременно и не комфортно, что я так редко интересуюсь жизнью мамы.


Выводы.


Ольга:
На работе с начальником стало легче общаться, стараюсь входить в его положение. Обратила внимание на то, что он много говорит скорее всего из-за того, что не всегда умеет правильно и коротко оформить свою мысль. Думаю, что своими вопросами я ему помогаю это сделать. Свои обязанности выполняю более эффективно, из-за того, что есть внутреннее спокойствие и уверенность.

С мамой начинаю налаживать понемногу общение, задумываюсь, как и что лучше у нее спросить, чтобы узнать побольше о ней. Этот процесс меня вдохновляет. Нам обеим это нравится, как мне кажется.
Спасибо всем:)

Продолжается набор в группу дистанционного курса «Развитие осознанного внимания». Если вас заинтересовала возможно работы на курсе, информация по ссылке >>>>

С уважением,
Татьяна Ушакова.




Комментариев нет:

Отправить комментарий